«Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»
Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом. Как часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что-то за ребенка или помочь ему в чем-то приходилось слышать: «Я сам!»
Часто по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь?
Стремясь сделать все за ребенка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в силы, приучают надеяться на других.
Итак, дети стремятся к самостоятельности. Но возникает вопрос: что же они могут выполнять самостоятельно в младшем дошкольном возрасте, несмотря на то что они ещё малы?
Попробуем определить перечень действий, доступных детской самостоятельности:
1. Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.
2. Одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду снимать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону, надевать одежду, пуговицы расстегивать, застегивать.
3. Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.
4. Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.
5. Пить из чашки; есть, хорошо пережевывая пищу, с закрытым ртом.
6. Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
7. Убирать игрушки, книжки, строительный материал в определенное место.
Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь
Памятка для родителей
— Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка.
— Поощряйте, хвалите, своего ребенка даже за небольшие достижения.
— Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере, как, что и в каком порядке делать.
— Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно.
— Если у малыша что-то не получается, не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.
— Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.
— В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример.
— Старайтесь использовать игровую ситуацию.
Успехов Вам и терпения! Информацию подготовила и разместила: Домбровская О.П.