6 простых игровых техник, которые можно использовать вместе с ребёнком для восстановления душевного равновесия.

⏺Заметь пять предметов

Осознанное наблюдение за окружающим миром возвращает нас в реальность, особенно при стрессе или сильных эмоциях. Чтобы оставаться “в моменте”, попробуйте заметить 5 предметов, которые видите, затем – 5 звуков, которые слышите, 5 вещей, которые ощущаете на запах, 5 вещей, которые чувствуете на вкус, и 5 предметов, которые воспринимаете на ощупь.

Поиграйте с ребёнком. Присядьте на уровень его глаз и предложите сыграть в игру “Я вижу пять предметов”. Оглядитесь и перечислите предметы, которые видите. Пусть ребёнок тоже перечислит. Продолжите по всем органам чувств.

Постарайтесь обучить малыша в спокойном состоянии, так он лучше запомнит технику. Периодически вспоминайте её в стрессовых ситуациях – тогда при тревоге он постепенно научится сам обращаться к её помощи.
⏺Сделай десять вдохов

Сделайте вместе 10 глубоких вдохов. Пусть ребёнок закроет глаза или смотрит на пол и сложит руки на животе. Затем попросите его глубоко вдохнуть, чтобы руки почувствовали, что живот наполнился воздухом, как мячик. Покажите, как нужно медленно выдохнуть. Если десять вдохов – это много, начните с пяти и постепенно увеличивайте количество.

При желании добавьте элемент игры: пусть ребёнок вообразит, что держит пёрышко в каждой руке. Затем представит, что при медленном выдохе оно легонько трепещет.

Можно также обучить ребёнка технике “Ладошка”: обводить пальцем ребро растопыренной ладони, вдыхая на подъёме и выдыхая на спуске с пальчиков. Мы писали об этом в одной из предыдущих публикаций.

⏺Брось якорь

Встаньте напротив ребёнка – устойчиво, расставив ноги на ширину плеч. Сильно обопритесь на ноги, вжимая их в пол, чтобы почувствовать под ними опору. Попросите ребёнка стать так же и заметить, что у него напрягаются мышцы на ногах. Можно представить себя якорем, который устойчиво лежит на дне и почувствовать, как всё тело, начиная от головы и заканчивая стопами, притягивается к земле под действием притяжения.

Затем медленно осмотритесь вокруг и вслушайтесь в окружающие звуки.

⏺Нарисуй свои эмоции

Маленьким детям порой сложно описать свои чувства, но их можно выразить и без слов – нарисовать.

Изображайте эмоции на бумаге не только когда дети расстроены, но и в состоянии радости, покоя или скуки.

Попросите ребёнка закрыть глаза и подумать о своих ощущениях. Для начала можно подсказать ему несколько слов (радостно, грустно, весело, страшно и так далее), а затем нужно нарисовать эту эмоцию. При желании и вы нарисуйте свои чувства, так будет даже интереснее. Если малыш захочет дать имя получившейся эмоции, подпишите рисунок.

⏺Медленно съешь кусочек

Пусть ребёнок выберет кусочек какой-нибудь пищи и вдумчиво, не спеша его изучит: как он выглядит, пахнет, чувствуется в руке. Затем пусть откусит и медленно пережуёт, ощущая текстуру продукта во рту и его вкус.

⏺Молчанка

Во время игры детям нужно не только замолчать, но и замереть. Можно использовать песочные часы в качестве таймера (начать с минуты и постепенно увеличивать) – ребёнок будет следить за песком и стараться не шевелиться.

Когда игра закончится, мягко поинтересуйтесь, что он слышал и видел в тишине. Пусть он попробует взять с собой эту тишину, когда пойдёт заниматься другими делами.

Эти практики можно закреплять как в состоянии спокойствия или радости, так и в сложные минуты стресса или злости. Подавайте ребёнку пример, иногда проговаривая: “Что-то я беспокоюсь. Надо бы бросить якорь”. Видя, что вы используете те же практики, дети с большей вероятностью начнут ими пользоваться сами.
Подготовила – Молчанова Е.В., педагог-психолог.

Читайте также: