Рекомендации тифлопедагога

Педагогам и родителям нужно знать о том, что зрительная патология не влияет на познавательные способности ребенка. Усложняется лишь восприятие окружающего мира. Восприятие у слабовидящих детей замедленное, фрагментарное, полнота обозрения нарушена, снижена наблюдательность. Поэтому необходимо, чтобы пособия находились в поле зрения детей более длительное время. Если у ребенка нистагм, то увеличивается время на рассмотрение объекта. При катаракте педагог работает только вблизи источника света. Если у ребенка близорукость, то у него трудно изменяется рефракция, поэтому работаем только вблизи пособия, при дальнозоркости работаем на доске.

          Рабочая плоскость для детей со сходящимся косоглазием должна быть вертикальная – обязательно применение подставок. Для детей с расходящимся косоглазием – горизонтальная рабочая плоскость.

          Большое значение в организации занятий имеют наглядные пособия. При работе со слабовидящими детьми они должны быть более крупные, яркие, передающие признаки реальных предметов.

      Изображения на картинках должны быть выполнены в чётких контурах, без лишних деталей. Предметы или изображения должны находиться перед ребенком в статичном состоянии на уровне глаз ребенка.   Предметы и картинки с блестящей поверхностью исключаются полностью. Демонстрация наглядных пособий сопровождается четкими, ясными и конкретными пояснениями, которые позволяют детям понимать, выделять конкретные визуальные признаки предметов окружающего мира.

По рекомендации врача-офтальмолога при изготовлении пособий необходимо использовать определенную цветовую гамму: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный цвета. Эта цветовая гамма более благотворно воздействует на сетчатку глаза.

          При проведении всех видов занятий обязательно использовать упражнения на снятие мышечного напряжения и зрительного утомления. Для этого необходимо использовать различные ориентиры: цветные колпачки, флажки, шарики, колокольчики. Это дает возможность детям выполнять глазодвигательные действия за конкретными предметами, не напрягая зрение. Проведение физкультминуток в таких вариантах позволяет снять зрительное напряжение и в целом повышает работоспособность детей. Таким образом, организуется подвижность зрительных функций у слабовидящих и преодоление их нарушений у детей с патологией зрения.

В помощь педагогу, работающему с детьми с нарушениями зрения.

-Место для ребенка в классе должно определяться в соответствии с рекомендациями врача-окулиста (не всегда это будет первая парта).

-Стол, за которым работает ребенок, должен иметь матовую поверхность.

-Одним из важнейших условий для нормального протекания зрительной работы является освещенность рабочего места (400-500лк).

-Существенным условием является дозирование зрительной нагрузки. Гимнастика для глаз.

-Чтобы дети с нарушениями зрения могли принимать участие во фронтальной работе класса необходимо дублировать всё, написанное на доске, на карточках; все демонстрируемые наглядные пособия должны предоставляться ребенку для индивидуального ознакомления. Можно сделать это до урока.

Требования к наглядности.

-Оптимальные для восприятия размеры объектов: общая площадь – около 500 кв.см., отдельные детали – 13мм.

-Толщина контура объекта зависит от остроты зрения (от 0.5 до 5мм).

-Тона и оттенки. Желательна окраска, близкая к натуральной.

-Речь учителя должна быть выразительной и точной, необходимо проговаривать всё, что он делает, пишет, рисует, проводит опыт и так далее.

-Учебники и тетради по возможности следует использовать специальные.

-Цвет чернил для письма предпочтительнее чёрный, для выделения – зелёный.

Информацию подготовила: Воробьева Ю.С.

Читайте также: