ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

 Дети и подростки с признаками интернет-зависимости существенно отличаются от сверстников без зависимости как по характеру, так и по способности к общению, самооценке.

 Принимая во внимание особенности подростков с интернет- аддикцией, психологи советуют родителям придерживаться некоторых правил:

1. Отношения в семье следует строить на принципах честности и умении признавать ошибки.
2. Нельзя оскорблять ребенка и его круг общения.
3. Следует быть другом и помощником своему ребенку. Позиция «Я – старший, поэтому делай так, как тебе говорят» никогда не приведет к доверительным          отношениям.
4. Следует сделать так, чтобы ребенок мог довериться родителям всегда и при любых обстоятельствах.
5. Не стоит бояться показывать свои чувства ребенку, если родители расстроены сложившейся «компьютерной» ситуацией. Тогда он увидит в родителе не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе.
6. Если вдруг возник конфликт, который выражен в приказном тоне со стороны родителей о прекращении работы за компьютером, то не следует «торговаться» с ребенком: «Сначала сделаешь что-то (уроки, выполнишь домашние обязанности), только потом можешь поиграть».

 Если использовать эти несложные советы хотя бы частично, то со временем ребенок поймет, что родители желают ему только хорошего и являются его друзьями. Многие дети уверены в том, что родители создают им проблемы специально. Такие дети постепенно начинают думать о себе плохо, в результате низкой самооценки они могут стать проблемными детьми, с которыми сложно строить общение.

Следующие рекомендации помогут родителям предотвратить возникновение компьютерной и интернет-зависимости.

1. Всегда нужно оговаривать время игры ребенка на компьютере и точно соблюдать эти рамки. Количество времени следует выбирать исходя из возрастных особенностей ребенка:

  • Например, до 5 лет не рекомендуется допускать до компьютера: не стоит мешать ребенку познавать мир постепенно и без вмешательства искусственного интеллекта.
  • Начиная с 5 лет ребенку можно позволить знакомиться с компьютером, но не более 2 часов в день и не подряд, а по 15–20 мин. с перерывами. При этом надо объяснить, что реальная жизнь и герои компьютерных игр – две разные вещи, не совместимые между собой.
  • С 7 лет ребенок может самостоятельно отличить виртуальный образ игры от реального.
  • После 12 лет наступает наименее тревожный период, так как ребенок может различать образы различных реальностей. Но это всего лишь усредненные данные, всегда нужно исходить из конкретных личностных и индивидуальных особенностей детей в том или ином возрасте.

2. Нужно больше общаться с ребенком, развивать в нем гармоничную эмоциональную сферу, посещать с ним различные мероприятия.
3. Категорически запрещается играть в компьютерные игры перед сном.
4. Необходимо привить ребенку интерес к активным играм и физическим упражнениям. Пусть он двигается и испытывает радость от этого. Ведь когда ребенок сидит за компьютером, все его физические нагрузки заключаются лишь в движении мышкой по столу.
5. Необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками и друзьями.
6. Следует проводить обсуждение игр вместе с ребенком, выбирать развивающие игры.
7. Нужно показывать ребенку личный положительный пример.

 В качестве краткого итога следует отметить, что тяга к компьютерным играм и интернету чревата возникновением сильной зависимости, которая отражается на здоровье и поведении ребенка. Он становится эмоционально неуравновешенным, напряженным, агрессивным, испытывает чувство тревоги, выглядит подавленным и озабоченным, перестает уделять должное внимание спорту и различным физическим нагрузкам, портит свое зрение, так как постоянно находится перед экраном, у него нарушается сон, он не может сосредоточиться ни на каком виде деятельности, иногда «забрасывает» учебу, теряет друзей и знакомых, и как следствие – возникает субъективное ощущение одиночества.

 Таким образом, родителям важно своевременно распознать проблему и принять соответствующие меры для ее решения.

Материал подготовила воспитатель ГПД Хамова И. Е.

Читайте также: