Трудовое воспитание в семье и в детском саду

Известно, что наиболее эффективным методом обучения детей является собственный пример. «Пример лучше правила», «Добрый пример лучше ста слов»- говорили наши предки.

Родители всегда старались использовать и поощрять стремление ребенка научиться делать так, как «взрослые». Сам труд входит в жизнь ребенка как плавное, логическое развитие игры.

У ребенка с малых лет вырабатывали привычку работать, давали некую жизненную «установку на труд», «маленькое дело лучше большого безделья». Причем старались нагрузить ребенка не абы какой работой, а именно полезным, делом, чтобы он понял нужность своего участия.

Вы хотите видеть своего ребенка сильным, выносливым и закаленным — тренируйте его в разнообразном физическом труде.

Вы хотите видеть его умным и образованным — заставляйте его ежедневно выполнять посильные трудности в умственной работе.

Вы хотите видеть его всегда веселым и жизнерадостным — не дайте ему закиснуть в праздности и погрузиться в лень.

Вы хотите, чтобы Ваш ребенок имел непоколебимую волю и мужественный характер — не скупитесь на трудные задания, заставляйте его почаще напрягать свои силы и направлять их на достижение цели.

Вы желаете, чтобы Ваш ребенок был чутким и отзывчивым, чтобы он был хорошим товарищем и верным другом — создайте условия, при которых он ежедневно работал бы вместе с другими и повседневно учился помогать людям.

Вы хотите, чтобы Ваш ребенок был счастливым человеком — научите его различным видам деятельности, сделайте его трудолюбивым.

Воспитание есть цепь непрерывных усложняющихся упражнений в разнообразных видах труда!

Труд — важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства.

Трудовое воспитание – система формирования у каждого ребенка трудолюбия и трудовых навыков. А также стремление обучаться труду.

Главная цель трудового воспитания дошкольников — формирование бережного отношения к любому труду и четкое представления о трудовой деятельности взрослых.

В связи с данной целью государственный стандарт выделяет следующие основные задачи:

  • формирование четких представлений о взрослом труде и важности труда в жизни;
  • формирование необходимых для трудовой деятельности знаний, умений и навыков;
  • воспитание уважительного отношения к любому труду.

В детском саду мы учим детей нескольким видам труда:

  • самообслуживание;
  • хозяйственный труд;
  • труд природный;
  • ручной труд.

Систематическое включение детей в трудовую деятельность позволяет воспитывать привычку к труду. Вначале под наблюдением, а затем и самостоятельно, дети стараются поддерживать порядок в групповой комнате, на участке, и принимают активное участие в трудовой деятельности.

Конечно, трудовым воспитанием нужно заниматься не только в детском саду, но и дома. Предлагаю Вам несколько рекомендаций по трудовому воспитанию дома:

  1. не запрещайте ребенку помогать вам;
  2. превратите домашнюю работу в игру;
  3. доверьте ребенку выполнять определенные вещи;
  4. наблюдайте за трудом взрослых;
  5. говорите детям, что каждый труд очень важен и что его нужно беречь;
  6. объясняйте ребенку, что вы от него хотите;
  7. закрепите за ребенком его обязанности по дому (посильные ребенку, например – заправлять свою кровать)
  8. не забываем хвалить ребенка!
  9. не забывайте, что родители всегда являются примером для детей.
  10. обсуждайте с ребенком пословицы о труде:
  11. Без труда нет плода.
  12. Воля и труд дивные всходы дают.
  13. Маленькое дело лучше большого безделья.
  14. Советы хорошо, а дело лучше.
  15. Поспешишь — людей насмешишь.
  16. Не спеши языком — торопись делом.
  17. Умелые руки не знают скуки.
  18. Дело мастера боится.
  19. Сделал дело — гуляй смело.
  20. Скучен день до вечера — коли делать нечего.
  21. Что на месте лежит, то само в руки бежит.
  22. В деле не сила нужна, а умение.

Успехов Вам в воспитании ваших детей!

Информацию подготовила воспитатель подготовительной группы Дерышева Надежда Валерьевна

Читайте также: