Чистоговорки, помогают нам красиво говорить
Чистоговорка — малый жанр фольклора; народно-поэтическая шутка, заключающаяся в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении, построенные таким образом, что в первой части чаще всего трижды или более раз повторяется один и тот же слог, а вторая часть представляет собой 3 – 4 слова, рифмующиеся с первой частью. Еще филолог Н. В. отмечал в своих работах, что всем детям в той или иной степени присуще влечение к рифмованным звукам. «…Чем меньше ребенок, чем хуже он владеет речью, тем сильнее он тяготеет к рифме…».
В чем значение использования чистоговорок в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста?
Чистоговорки находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательным и интересным предполагаемый к изучению материал (а то, что делается без интереса — не запоминается или запоминается с трудом);
— помогают одновременно с речевыми задачами решать задачи психического, умственного и нравственного воспитания;
— помогают эффективно решить новые поставленные задачи по звуковой культуре речи в интересной форме;
— помогают эмоционально провести физкультминутку, дать возможность снять напряжение;
Чистоговорки как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата, закреплению правильного произношения звуков.
Чистоговорки способствуют:
— совершенствованию звукопроизношения;
— совершенствованию мелкой моторики;
— совершенствованию слоговой структуры слова;
— совершенствованию речевого дыхания;
— развитию темпа речи;
— развитию силы голоса;
— формированию чувства ритма;
Как работать с чистоговоркой?
Подача речевого материала в чистоговорках может происходить различными путями:
1. Абсолютно любую чистоговорку можно пропеть. Особенно детям нравится петь, изображая известных животных. Здесь тоже очень много вариантов: например, как медведь (грубым голосом, или как лисичка (хитро и лукаво, или как мышка (писклявым голоском), или как котёнок (ласково и нежно) и т. д.
2. Инсценировка. Этот приём очень любим детьми, однако следует помнить о том, что не все чистоговорки можно «показать», инсценировать. Поэтому необходимо заранее всё продумать и отобрать подходящие.
3. Ответь на вопрос. Работа в этом ключе подразумевает, что чистоговорка может быть не только великолепным упражнением для укрепления артикуляционного аппарата, но и служить богатейшим материалом для многочисленных размышлений дошкольника.
4. Иллюстрация. Этот способ ещё называется «Зарисовка». Каждый ребёнок рисует так, как умеет, а помощь мам, пап, бабушек, дедушек, братьев и сестёр только приветствуется. Этот приём развивает воображение, даёт бескрайний простор для творчества.
Примеры игр с карточками с чистоговорками:
— Игра «Доскажи словечко»
Родитель произносит «Ры-ры-ры, я несу.» (ребенок отвечает «шары», Вы показываете ему карточку и радуетесь его успехам.
Затем побуждайте проговорить первые слоги чистоговорки, затем – всю чистоговорку.
— Игра «Громко, тихо, шёпотом».
Произнести чистоговорку громко, тихо, шёпотом: прореветь чистогорку, как медведь; пропищать чистоговку, как мышонок и т. п.
— Игра «Медленно-быстро».
Произнести чистоговорку медленно-быстро.
— Игра «Какой, какая, какое?»
Отвечать на вопросы в форме чистоговорок. Например, берем карточку, знакомую ребенку, ту, которую выучили. И начинаете задавать вопросы чистогорками: «Са-са-са какая коса?», «Са-са-са у кого коса?». Отвечать тоже нужно чистоговоркой.
(ребенок отвечает «Са-са-са — острая коса. Со-со-со какое колесо? Со-со-со чьё это колесо)
— Игра «Один-много» по картинкам (са-са-лиса, сы-сы-лисы, ис-ис-много лис).
— Игра «1-2-5» (аш-аш-аш-один карандаш, ша-ша-ша-два карандаша, шей-шей-шей-пять карандашей, ал-ал-ал один пенал, ла-ла-ла два пенала, лов-лов-лов – пять пеналов).
— Игра «Скажи наоборот» (ра-ра-высокая гора, ра-ра — низкая гора)
— Игра «Чего не стало? (са-са-са не стало колеса, ри-ри-ри пропали снегири, ла-ла-ла нет стола)
— Игра «Скажи ласково» (лу-лу-стул в углу, лу-лу-стульчик в углу)
— Игра «Составь интересную историю» по картинке са-са-это лиса? Са-са-какая лиса? Са-са что делает лиса? Са-са- кого встретила лиса?
— Игра «Не ошибись». Ребенку нужно подобрать слово к определенному слогу. Ра- ракета, ра – пирамидка, ра-гитара. А еще при дифференциации Л – Р можно подбирать перемешанные картинки к определенным слогам.
— Игра «Карусель». Ребенок крутит диски и подбирать картинку к определенному слогу.
— Игра на согласование прилагательных с существительными в чистоговорках.
Например: ор-ор-ор красный помидор, ор-ор-ор –оранжевый помидор, ор-ор-ор – черный помидор, ор-ор-ор – розовый помидор.
Не стоит долго повторять одну и ту же чистоговорку, это может наскучить ребенку и будет утерян ценный интерес. Лучше взять сразу несколько фраз или стихотворений чистоговорок и отрабатывать их одновременно.
Информацию подготовила учитель-логопед Полякова Александра Александровна