5 причин, почему стихи необходимо учить наизусть каждому
Зачем мне учить стихотворение, когда Гугл всегда под рукой? Этим вопросом школьники ставят взрослых в неловкое положение. Аргумент «тренировать память» не всегда удовлетворяет их, потому что дети считают, что для развития памяти можно придумать занятия поинтереснее зубрёжки. Например, поиграть в «мемори» или собрать «пазл».
Тем не менее разучивание стихотворений — занятие полезное и необходимое. И даже если у вас самих был когда-то негативный опыт, связанный со школьной зубрёжкой, попробуйтевзглянуть на заучивание по-другому.
1. Стихи помогают структурировать информацию в голове
Как ни крути, а тренировка памяти и её развитие формируют у ребёнка умение учиться, а также лучше ориентироваться внутри своей головы.
Любое стихотворение сложено согласно определённой логике и имеет чёткую структуру. Запоминая его, ребёнок как бы впитывает эту структуру, анализирует её, а значит, его мозг в это время активно развивается.
2. Стихи учат ребёнка доводить дело до конца
Это качество пригодится ему и в школе, и на работе. И тренировать его, заучивая стихи, не так уж и трудно. Чтобы запомнить стихотворение, важно соблюдать правило трёх «П»: прочитать, понять, представить.
Сначала ребёнок читает стихотворение самостоятельно, затем — разбирает непонятные слова (самостоятельно или обращается за помощью к взрослому).
Чтобы ребёнку было проще запомнить слова, предложите ему нарисовать по стишку картинку.
Кроме того, для запоминания можно использовать метод движений. Например, рассказывая четверостишье «Зайку бросила хозяйка…», ребёнок показывает руками и ногами, как он чувствует смысл стихотворения: изображает руками ушки зайчика, разводит руками, иллюстрируя, что зайчик остался один, и так далее. Важно, чтобы ребёнок выбирал говорящие движения, которые подскажут слова.
И когда нужно будет рассказать стихотворение, тело поможет ему всё вспомнить.
3. Стихи учат ребёнка быть любопытным и уверенным в себе
Наша память устроена так, что человек не может запомнить то, чего он не понимает. В стихотворениях детям часто встречаются новые слова. И пока школьники не узнают, что они означают, им будет трудно выучить стихотворение. Неизвестные слова всё время будут вылетать из головы и тормозить процесс.
Поэтому, разбирая стихотворение, учите ребёнка задавать вопросы: «А что такое горница? А жеманство? А вол?». Своих учеников я учу такой фразе:
«Извините, я не понимаю это слово. Скажите, что это значит, эта информация необходима мне для успешного обучения».
Конечно, многие учителя не любят тех, кто задаёт вопросы. Но именно такие дети, которые не боятся докопаться до сути, добиваются многого в жизни.
4. Стихи формируют кругозор и эмоциональный интеллект ребёнка
Мир стихотворений совершенно особенный — он помогает не только расширить кругозор, но и развивает эмоциональный интеллект.
Ребёнок увидит, что радость может быть вот такой:
Если вдруг у нас в квартире
Начинается трезвон —
Значит, пять или четыре
Получил сегодня он. (Агния Барто)
Или такой:
Рады, рады, рады
Тёмные осины,
И на них от радости
Растут апельсины. (Корней Чуковский)
Когда ребёнка попросят рассказать о закате, он вспомнит Пушкина:
Надо мной в лазури ясной
Светит звёздочка одна,
Справа — запад тёмно-красный,
Слева — бледная луна.
или Цветаеву:
Облачко, белое облачко с розовым краем
Выплыло вдруг, розовея последним огнём.
В стихах жизнь раскрывается перед ребёнком во всей красе.
5. Стихи обеспечивают ментальное долголетие
Необходимо учить людей с юного возраста заботиться о своём здоровье, в том числе и ментальном. Болезнь Альцгеймера молодеет, и в 40 лет человек может оказаться в группе риска в том числе потому, что перестаёт напрягать мозг.
Когда мы хотим, чтобы наше тело было красивым — живот плоским, мышцы упругими, кожа подтянутой, — мы тренируем его. То же самое с мозгом. Если мы хотим держать его в тонусе, нам нужны новые нейронные связи. Для этого необходимо напрягать мозг, заставлять его работать.
Материал подготовила: Земерова Е.В.