10 способов помочь ребёнку полюбить чтение
Многие родители жалуются, что их дети не читают, но при этом не читают сами и прячут от детей книги в шкаф.
«Как хорошо любить читать!» — перефразирую я классика. Да только как воспитать в ребёнке чувство любви, уважения, взрастить интерес к чтению? Необходимо начать с самого начала!
Маленькие дети не способны прочитать книгу и, как правило, составляют представление о ней по картинкам. Тут и начнётся наше увлекательное путешествие в мир литературы! Да-да, дорогой взрослый, не стоит недооценивать книжку с картинками! Сюжет в ней строится таким образом, чтобы задействовать все органы восприятия. Книжки с картинками способны воспитать верных любителей чтения, а многие из них и вовсе не теряют актуальности спустя годы.
Важно дать ребёнку и книге узнать друг друга получше. Взрослому следует рассказать маленькому читателю, что книга – не просто предмет, а целый удивительный мир, в котором скрываются тысячи удивительных историй, волшебных сказок и захватывающих рассказов. И попробуйте простые правила, которые помогут вам вместе с ребёнком читать проще и больше:
1. Дайте ребёнку книгу в руки, позвольте развернуть и рассмотреть рисунки, понюхать, заглянуть за последнюю страницу. Помогите ему прочитать название и порассуждайте вместе, какая история может за ним скрываться. Узнайте у ребёнка, о чём ему хотелось бы прочитать, а лучше приведите его в книжный магазин и позвольте побродить среди полок и выбрать самую интересную книжку!
2. Важно помнить, что при чтении книги речь взрослого должна быть размеренной, выразительной, как бы предвосхищающей сюжет книги. Попробуйте читать книгу так, словно сами впервые держите её в руках.
3. Чтение должно непременно заканчиваться до того, как ребёнок начнёт отвлекаться или сам попросит вас остановиться. Пообещайте продолжить рассказ на следующий день, это даст ребёнку возможность переработать полученную информацию, сделать выводы и подумать о возможных вариантах развития сюжета.
4. Важно правильно выбирать время для чтения. В период высокой активности ребёнка чтение может нести оттенок действия, совершаемого по принуждению, и впоследствии вызвать отторжение к самому процессу чтения. Выбирайте вечер или утро, попросите ребёнка расслабиться или закрыть глаза.
5. Не стоит запрещать ему рисовать или собирать что-то из конструктора во время чтения. Необходимо помнить, что ведущим видом деятельности для ребёнка такого возраста является игровая, в процессе игры дети лучше и естественнее усваивают информацию, даже если нам с вами кажется иначе.
6. Как же выбрать, что именно почитать ребёнку? К. С. Льюис сказал однажды, что детская книга, которая нравится только детям, – плохая книга. Что бы было интересно прочитать вам? Не прячьте книги на высоких полках, куда ребёнку сложно проникнуть. Пусть красочные любимые издания расположатся на подоконнике или на небольшом столике возле уютного кресла.
7. Не ограничивайте доступ ребёнка к книге. Пусть он листает издания в поисках любимой иллюстрации, попросите ребёнка, который прочитал свою первую книжку, найти страницу с каким-нибудь ярким фрагментом. Это научит его взаимодействовать с книгой, активирует навыки поиска.
8. В дошкольном возрасте ребёнок во всём старается подражать взрослому. Поэтому, если вы сами никогда не берёте книгу в руки, вряд ли ребёнок захочет это делать. Выделите немного времени вечером, включите уютный торшер и объясните, что это время предназначается для чтения и каждый читает свою книгу.
9. Не игнорируйте вопросы ребёнка о книгах, которые читаете сами. Расскажите, о чём идёт речь в тексте и почему вам это кажется интересным. Не делите книги на «взрослые» и «детские» – это может задеть ребёнка и обесценить как отдельные издания, так и в целом литературу в его глазах.
10. Предложите ребёнку создать книгу своими руками, за основу можно взять уже имеющееся произведение или самостоятельно придуманную историю. Пусть ребёнок сам выберет формат и материалы для оформления обложки: аппликация или оригами, блёстки, наклейки и бусинки, а может быть, рисунок.
Материал подготовила: Земерова Е.В.