Сергий Капустник. Из истории праздника.
Сергей Капустник или Курятник отмечали в давние времена на русской земле 8 октября. Связано с ним множество примет и традиций. Некоторые вещи в этот день можно делать, а некоторые нельзя.
День памяти преподобного Сергия Радонежского на Руси получил название Сергей Капустник и Курятник.
Современники вспоминали преподобного Сергия как человека, которые кроткими и тихими словами мог растопить самые жесткие сердца. Он внес большой вклад в объединение русских людей.
С жизнью Сергия Радонежского связано много чудес. Так, в месте где он сотворил молитву — забил источник питьевой воды. Однажды ему удалось воскресить умершего от болезни отрока. И сейчас к святому обращаются с просьбами об исцелении от недугов. Кроме того, его просят о придании ума детям. Связано это с легендой об обретении способности к грамоте у святого.
В былые времена на Руси этого святого считали хранителем домашней птицы.
В каждой крестьянской семье был курятник. Без этой птицы невозможно представить быт. Мясо курицы присутствовало на праздничном столе, а также бульоном на его основе выхаживали больных. Христиане же с давних времен считали куриное яйцо началом всех начал.
Начиная с XIX века «капустники» в городах стали проводить театральные актёры. Так называли небольшое юмористическое театральное представление-розыгрыш с элементами импровизации. Они сохранились и в современном мире.
Еще одно название — Капустник, связано с тем, что 8 октября крестьяне продолжали заготавливать на зиму квашенную капусту. К этом делу подходили дружно. Принимали участие в процессе все члены семьи. Так, взрослая его часть рубила капусту, а младшие чистили и резали морковь. Заготавливали ее в специальных бочонках. Получалась он хрустящей, пряной и вкусной. Все хозяюшки знали, что солить капусту нужно после первых заморозков, а не иначе, а то недолго и закиснет.
На капустки девушки (капустницы) приходили, чтобы помочь той или иной семье в заготовке на зиму капусты. Это делалось с весёлыми песнями; «гостьям подносилось сусло-пиво, ставились сладкие меда, подавались угощенья-заедки разные». На капустки нередко приглашали семьи, в которых были дочки на выданье. Количество приглашённых зависело от урожая капусты у хозяина дома. Как правило, собиралось не менее 10–15 девушек. Парни приходили незваными. Нарядно одетые капустницы, входя в дом, поздравляли хозяев с капустой, как с праздником. Хозяйка, поздоровавшись и высказав комплименты капустницам, показывала место для рубки. Девушки рубили капусту принесёнными с собой сечками. Через некоторое время приходили парни и развлекали их шутками, комплиментами, помогали закрывать кадки, наполненные капустой, относить их в подполье. Капустки устраивались и в небольших провинциальных городах. В домах, где приготовлена для гостей капуста, убирается особенный стол с закусками. За девицами является молодежь со своими гостинцами высматривать невест. Вечером по всему городу разыгрываются хороводы».
Каждая девушка, отправляясь на капустки, надеялась, что её заметит хороший парень и посватается к ней после Покрова. По поверью, чтобы это произошло, она должна была в Воздвижение семь раз произнести заклятие: «Крепко мое слово, как железо! Воздвигни, батюшка. Воздвиженьев день, в сердце добра молодца (имя) любовь ко мне, красной девице (имя), чтоб этой любви не было конца-веку, чтобы она в огне не горела, в воде не тонула, чтобы её зима студеная не тонула, чтобы её зима студеная не знобила! Крепкое мое слово, как железо».
Информацию подготовила старший воспитатель
Завьялова Лариса Федоровна