Родителям бывших первоклашек.
Вот и подходит к концу учебный год. Наши первоклашки усердно трудились, приобретая новые умения и навыки.
Навык можно назвать наивысшим уровнем сформированности какого-либо действия – когда оно совершается автоматически и человеку не нужно прикладывать много сил. Умением же является способность к действию, которое совершается сознательно и пока не достигло высшего уровня сформированности.
Если, к примеру, ребенок учится читать, изначально ему трудно составлять слова из отдельных букв, и на освоение этого умения уходит масса сил и времени. Но взрослый человек в процессе чтения считывает буквы и слова автоматически, контролируя только смысловой аспект.
Это и значит, что благодаря долгим и упорным упражнениям и тренировкам умение читать превратилось в навык. Точно так же происходит и развитие других школьных навыков.
Нельзя забывать, что основным и самым важным условием формирования любого навыка является многократное повторение действия, и не имеет значения, чего это касается.
Поэтому предлагаем даже во время каникул тренировать умения и закреплять навыки. Но на каникулах это делать незаметно, легко и весело для ребенка.
- Тренируя навык чтения, главное отработать умение слияния слогов (синтеза). Для этого не обязательно просто читать, хотя это тоже хорошо и необходимо. Но есть предложение читать наоборот. Когда нет смысловой нагрузки, весь акцент перемещается на правильное сочетание букв. Например, вывеска ПОЛИКЛИНИКА, а читаем АКИНИЛКИЛОП!
- Что бы закрепить навык письма, давайте ребенку задания писать то, что имеет практическую направленность. Например, список продуктов перед походом в магазин, список дел на сегодня, записки с сообщением друг другу.
- Навык деления слов на слоги очень важен для правильного переноса слов на письме. Отработайте его, гуляя на улице, шагая на каждый слог слова У-ЧЕ-НИК. Или поднимаясь по ступенькам.
- По такому же принципу можно посчитать слова в предложении (не забываем, что предлоги тоже считаем как отдельное слово).
- Для улучшения актуализации слов хороша игра «Я знаю пять… (имен мальчиков, названий фруктов, городов и др.) Если в нее еще играть с мячем, отбивая его в ритм от пола, то хорошее нейропсихологическое упражнение получается.
- Продолжаем формировать временные представления. Каждый день уточняем, какой сегодня день недели, что было вчера и будет завтра. Про месяцы и времена года тоже можно вспомнить.
А главное, больше разговаривайте с детьми, покажите им мир таким, каким вы его видите. И пусть он будет реальным. Пусть дети узнают, что суп готовят в кастрюле, а не в тарелке. А зеленый сигнал светофора -разрешающий не только пешеходам, но и водителям. Удачи и хорошего отдыха.
Учитель — логопед: Каргапольцева Оксана Васильевна.