«Раз ступенька, два ступенька…» Развитие слоговой структуры слова
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, – одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в детском саду и в семье. Для воспитания полноценной личности нужно устранить всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом.
Нарушение слоговой структуры слов характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава, что обычно выявляется при логопедическом обследовании детей. Как правило, диапазон данных нарушений варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребёнком двух- и трёхсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность. Отклонения в воспроизведении слогового состава слова могут проявляться следующим образом:
1. Нарушение количества слогов: – сокращение слога; – опускание слогообразующей гласной; – увеличение количества слогов за счёт вставки гласных.
2. Нарушение последовательности слогов в слове: – перестановка слогов; – перестановка звуков соседних слогов.
3. Искажение структуры отдельного слога: – сокращение стечений согласных; – вставки согласных в слог.
4. Уподобление слогов.
5. Персеверации (циклическое повторение).
6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими).
7. Контаминации (смешение элементов слова).
Нарушение слоговой структуры слов может сохраняться у детей с патологией речевого развития довольно долго, обнаруживаясь всякий раз, как только ребёнок сталкивается с новой звуко — слоговой и морфологической структурой слова. Работа над слоговым, фонемным и морфологическим составом слова осуществляется параллельно с работой по уточнению, расширению, активизации пассивного и активного словаря, по развитию грамматического строя речи, формированию связной речи, а также – психических функций.
Работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из:
— Развития речеслухового восприятия.
— Речедвигательных навыков.
Предпочтительно строить свою работу в два этапа:
1. Подготовительный. Цель – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.
2. Основной. Цель — непосредственная работа над слоговой структурой слов у конкретного ребёнка.
Упражнение1. «Повтори так же» (средняя группа).
Цель: учить воспроизводить заданный ритм. Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.
Ход упражнения: Задаётся ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.
1. Двусложные слова из открытых слогов: дыня, вода, мыло, вата, кофе, муха, сова, дети, духи, луна, ноги, ива, ваза, ноты, коза, зубы, чудо, сани, лето, зима, лиса, коза, пена, тина. Таня, Катя, Витя, Оля, Саня, Петя, Валя, Вадя, Женя, Коля, Толя, Галя, хожу, ношу, веду, несу, иду, даю, бегу, беру, ною, пою, сею, вею.
2. В предложениях: Мою руки. ВедуГалю. МашуКоле. Несумыло. Даю маме.
Упражнение 2. «Сосчитай правильно» (старшая группа).
Цель: учить считать звуки. Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике.
Вариант 2. Логопед воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.
1. Трехсложные слова из открытых слогов: лопата, собака, кубики, сапоги, кабина, панама, утята, голова, малина, газета, мимоза, ягоды, машина, монета, колесо, молоко, корова, дорога, сорока, хижина, рябина, калина, овощи, погода, работа, береза, ребята, курага, замена, фонари, полено, борода, забота, колено, голова, копыто, радуга, железо, сапоги, телега, пижама. Наташа, Марина, Ирина, Тамара, Катюша, Ванюша, Данила, Валюша, Витюша, Любаша. ходила, ругала, бегала, сидела, летала, мазала, читала, лепила, варила, решала, купила, водила, белила, сеяла, копала, купала.
Упражнение 3. «Выбери схему» (подготовительная группа).
Цель: учить соотносить ритмический рисунок с его схемой на карточке. Материал: карточки со схемами ритмических рисунков.
Ход упражнения:
Вариант 1. Взрослый задаёт ритмический рисунок, ребёнок выбирает соответствующую схему на карточке.
Вариант 2. Ребёнок воспроизводит ритмический рисунок по заданной схеме.
Упражнение 4.«Длинное – короткое».
Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова. Материал: фишки, длинные и короткие полоски бумаги, картинки. Ход упражнения:
Вариант 1. Взрослый произносит слова, ребёнок кладёт фишку на длинную или короткую полоску.
Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной полоске и к короткой. Работа проводится на вербальном уровне с обязательным «включением» слухового, зрительного и тактильного анализаторов.
Упражнения на уровне слогов (можно использовать для всех возрастных групп). – Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок). – «Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем. – Сосчитать количество слогов, произнесённых взрослым. – Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов. – Запоминание и повторение цепочки слогов разных типов.
Упражнения на уровне слова:
Игра с мячом (средняя группа). Цель: учить отхлопывать слоговой ритм слова. Материал: мяч.
Ход игры: ребёнок отбивает мячом ритм заданного взрослым слова.
Игра «Телеграф» (старшая группа).
Цель: развивать умение делить слова на слоги. Материал: палочки.
Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.
Игра «Сосчитай, не ошибись» (подготовительная группа).
Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие. Материал: пирамидка, кубики, камешки.
Ход игры: ребёнок произносит заданные логопедом слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее.
Игра с мячом «Передай дальше» (старшая и подготовительная группы).
Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие. Материал: мяч.
Ход игры: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог заданного слова.
Игра «Назови правильное слово»(старшая и подготовительная группы).
Цель: учить различать правильно звучащие слова. Материал: картинки.
Ход игры: Взрослый произносит слова неправильно, ребёнок называет слова правильно (если ребёнку трудно выполнить задание, то в помощь даются картинки).
Формирование слухового внимания к звучащей речи.
Игровые упражнения.
1. Дифференциация слов, контрастных по длине. Игра. «Найди лишнее слово». Ребенку предлагают прослушать ряд слов и назвать слово, непохожее на остальные. Речевой материал: Мак, бак, так, банан, сом, ком, индюк, дом, лимон, вагон, кот, бутон, бак, веник, рак, совок, венок, каток, зуб, пятка, ватка, лимон, кадка, сук, ветка, диван, клетка, сетка, сок, каток, моток, дом, поток.
2. Распознавание дефектного произношения звуко — слогового состава слова в чужой речи. Игра.«Правильно – неправильно». Ребенок должен на слух (с опорой на предметные картинки) определить, правильно или неправильно произносятся слова. Внимание ребенка обращают на то, что если звук или слог «заблудился», то слово становится непонятным. Ребенок, услышав дефектное произношение звуко — слогового состава слова, поднимает флажок, сигнализируя об этом, или исправляет взрослого, отвечая на вопрос: «Как правильно сказать?». Речевой материал: Моноток — молоток Мутюг — утюг Тул — стул Ломоко — молоко Зуйка — зайка Шинама — машина
3. Распознавание слов, различающихся по своему произношению только одним слогом или местом его в слове. Игра. «Послушай – покажи». Ребенку предлагается прослушать слова и показать их на картинках. При этом особое внимание ребенка следует обратить на то, как изменяется смысл слова при опускании некоторых слогов или их перестановке (работа с детьми подготовительной группы). В данном случае используются слова, различающиеся по своему произношению только одним слогом или местом его в слове. Речевой материал: Резина — Зина Кулак — лак Шина — машина Насос — сосна Камыш — мышь Гора — рога Рыбаки — рыба Лопата – палата 4. Различение близких по звуковому составу слов. Уточка-удочка мишка-миска глаз- класс тачка-дачка.
Желаем успеха!
Материал подготовила: учитель – логопед Полякова А.А.