Учим дошкольника с нарушениями зрения видеть и понимать окружающий мир

Приятно разговаривать с человеком, умеющим чётко и ясно излагать свои мысли, эмоционально описывать то или иное событие, логически передавать ту или иную ситуацию. Этого можно добиться, развивая и воспитывая речь с детства. 

К показателям хорошей речи относят:

широкий кругозор, достаточный словарь (умение подбирать точные слова для выражения своей мысли), правильное грамматическое оформление предложений и использование предложений разной сложности от простых до сложноподчинённых, умение сравнивать, логически мыслить и правильно оформлять мысль в речевом плане, правильно составлять план речевого высказывания.

    Своеобразие развития речи у дошкольников с нарушениями зрения может проявляться в сравнении с нормально видящими детьми в отставании формирования речевых навыков, в накоплении языковых средств и выразительных движений. По результатам российских исследователей (Л.П. Григорьевой, Л.И. Плаксиной, Л.И. Солнцевой) речевые нарушения у детей с дефектами зрения встречаются в два раза чаще, чем у нормально видящих. Для них характерна низкая речевая активность, несформированность речи и, как следствие, её отставание.

Умение видеть и понимать окружающий мир ребёнку не дается от рождения. Правильно, точно и полно представлять окружающий мир он учится постепенно в ходе развития.

Процесс восприятия окружающего мира у детей дошкольного возраста начинает целенаправленно формироваться только при участии взрослых. У слабовидящего ребёнка из – за зрительных нарушений могут складываться неточные образы предметов и явлений окружающего мира. Даже дошкольник с нормальным зрением ещё не умеет целенаправленно изучать предмет, прослеживая его контур, выделяя наиболее характерные признаки и детали, сопоставляя отдельные части предмета, соотнося существенные и второстепенные свойства предметов.

У слабовидящего дошкольника не только отсутствуют эти умения, но он и не имеет возможности хорошо видеть и различать все признаки и свойства предметов, особенно удалённых (дома, деревья, птицы и т.д.).

Слабовидящий ребёнок часто не понимает сюжетных картинок в книжках, где одно изображение заслонено другим.

Поэтому родители слабовидящего ребёнка должны научить его правильно зрительно обследовать предмет, прослеживать его форму, анализировать признаки, выделяя главные, существенные, сопоставлять предметы между собой по общим и отличным особенностям.

Не всегда знакомство ребёнка с предметным миром следует начинать посредством зрения. Там, где это возможно, нужно активно приучать детей узнавать признаки и свойства предмета и с помощью осязания, слуха, обоняния, вкуса и т.д.

Вначале можно предложить ребёнку потрогать объект рукой, провести пальцами по контуру фигуры. Важно развивать активные умения использовать осязание для узнавания объектов. Очень полезна для развития осязания игра «в чудесный мешочек», в который можно положить различные предметы. Ребёнок отгадывает на ощупь находящиеся в мешочке овощи, фрукты, игрушки, предметы быта и др.

При этом ребёнку нужно показать, как следует узнавать предмет на ощупь: пальцами надо провести по всему предмету, взять его всей рукой, потрогать отдельные детали и т.д.

Включением в процесс восприятия всех органов чувств вы будете способствовать их активному развитию и формированию умений детей опираться на получаемую информацию. Вместе с тем это благоприятствует более полноценному использованию недостаточного зрения и его развитию.

Участие сохранных органов чувств в процессе восприятия при слабовидении,  обогащает представления детей о предметном мире. Ребёнок в результате этого сможет полнее осознать вкусовые, обонятельные, осязательные признаки объекта. Все эти признаки он может познать без участия зрения.

Во время прогулок, играя с ребёнком в прятки, вы показываете, что спрятаться можно полностью, когда вы прячетесь за высокий забор, угол дома. Но если спрятаться за большое дерево, вас будет частично видно. Все эти действия следует проделать с ребёнком в игре «В прятки». При этом варьируйте задания: «Спрячься, чтобы тебя не было видно совсем» или же «Спрячься так, чтобы была видна твоя рука (спина. голова)» и т.д.

Время прогулок со слабовидящими детьми необходимо максимально использовать для обогащения их представлений. Здесь имеется возможность наблюдать за погодой, растениями, животными, транспортом и т.д. Учите детей понимать состояние погоды, взаимосвязь между ее состоянием и жизнью человека, животного и растительного мира, выражать свои наблюдения в речи

Важно, чтобы дети при этом могли выделить звуки, исходящие от разных объектов: пение птиц, гудение машин.

На улице в тихом, спокойном месте можно поиграть в игры: «Угадай, где позвонили», «Кто как кричит», «Угадай кто позвал».

В игре «Угадай, кто позвал» могут принять участие дедушка, бабушка, папа, мама, братья и сестрёнки. Ребёнок на слух определяет, кто его позвал.

Вы должны всегда помнить, что многое из того, что окружает слабовидящего ребёнка, может остаться для него неизвестным и непознанным, если взрослые не помогут ему в этом.

Чем богаче и разностороннее будет слабовидящий ребёнок знать, видеть и понимать окружающий мир, тем успешнее будет он затем учиться в школе.

Консультация подготовлена тифлопедагогом Клешковских Е.Н.

Читайте также: