«Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития речи дошкольников»

В последние годы отмечается большой рост детей дошкольного возраста с нарушением речи. Нарушение речевого развития может привести к целому ряду неблагоприятных последствий. При недостаточности развития речевых функций коммуникации ребёнка ограничены, снижается уровень успешности в усвоении новых знаний, страдают межличностные отношения и эмоциональная сфера в дальнейшем возможны нарушения чтения и письма.

В процессе ознакомления с окружающим миром дети усваивают материал гораздо быстрее и качественнее, чем со слов или при демонстрации наглядного материала. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Опытно-экспериментальная работа в ДОУ направлена на совершенствование знаний, воспитание и развитие дошкольников, достижение положительных результатов происходит в практической деятельности. В ходе эксперимента идёт развитие памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать мыслительные операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Огромное влияние опытно-экспериментальная деятельность оказывает и на развитие речи детей.

Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Связь эта носит двусторонний характер. С одной стороны, во время проведения какого-либо эксперимента дети выражают свои мысли словесно (задают вопрос, ставят познавательную задачу); обсуждают ход действий, общаясь фразами (рассуждают, доказывают, спорят, используя в своей речи сложноподчиненные предложения); делают свои умозаключения или выводы при завершении опыта и получении результатов эксперимента. Таким образом, на каждом этапе своей работы воспитанник активно развивает свою речь. С другой стороны, пополнение знаний и представлений об окружающем мире способствует развитию речи. Чем разнообразнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее развивается его речь. Применение опытно-экспериментальной деятельности в работе с детьми помогает решить ряд проблем в данном направлении. Дошкольники в процессе экспериментирования учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы, простые умозаключения. Радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Введение каждый раз нового объекта для изучения, способствует расширению словаря детей. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую любознательность, ответить самому на сто тысяч «почему? зачем? как? что будет, если?».

Использование игр-экспериментов позволяет реализовать следующие задачи:

• расширять и углублять информацию об окружающем мире, формировать на этой основе системы представлений;

• развивать у детей мыслительные операции — анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

• развивать фразовую речь детей;

• формировать потребность в организации познавательного общения с взрослым;

• развивать абстрактное и логическое мышление детей;

• учить ставить вопрос, анализировать, найти правильный ответ и сделать вывод.

Что оказывает влияние на всестороннее развитие ребенка, и соответственно улучшение его речевого развития. Информацию подготовила и разместила: Домбровская О.П.

Читайте также: