Мнемотехника «РИСУЯ-ЗАПОМИНАЮ»

Только сотрудничество и сотворчество педагогов с родителями может принести реальную пользу в деле воспитания детей.

11 апреля в подготовительной группе прошло родительское собрание «Развитие речи, через чтение художественной литературы», в ходе которого были и мастер-классы. Учитель-логопед познакомила родителей с таким понятием, как «Мнемотехника» и показала на практике как создавать мнемотаблицы по содержанию стихотворения.

Известный всем педагог, писатель, учёный К. Д. Ушинский говорил — «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»

Мнемотехника — (от греч. mnemonikon – искусство запоминания)- система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Одним из приёмов использования данной техники является составление мнемотаблиц. Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение); таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему), а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.

— Берем заданное на изучение стихотворение.

— Разбиваем стихотворение для удобства на блоки по две или четыре строчки для облегчения запоминания. И рисуем возникшие образы на листе бумаги на каждый блок стихотворения. Для выполнения этой задачи можно нарисовать табличку для картинок, можно сложить лист бумаги на четыре или восемь частей. Все зависит от того, как удобнее.

— Читаем стихотворение и для каждого блока рисуем ассоциативный образ, который пришел в голову. Конечно же, лучше, если эти картинки будет придумывать и рисовать сам ребенок. Стоит заметить, что чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной картинки.

— После этого, попросить ребенка рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки.

Использование данной технологии в работе даёт устойчивые результаты обучения и развития дошкольников. Практика показывает, что большинство детей при заучивании стихотворения наизусть запоминают, пока таким образом “рисуют” его.

Постепенно память дошкольников укрепляется, становится более “цепкой”, развивается образное мышление, дети запоминают и пересказывают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее.

Желаю всем удачи!

Информацию подготовила учитель-логопед:

 Исмагилова Гульфия Ильдаровна.

Читайте также: