«Всестороннее развитие правильной речи»

    Каждую семью, где растет малыш беспокоит вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте в целом, и речевое развитие в частности.

   Развитие речи ребенка начинается с самого рождения. Навыки правильной речи ребенок приобретает в семье. Все то, что делают родители для общего и речевого развития своего ребенка имеет большое значение для всей дальнейшей жизни.

    Речи необходимо учить, прежде всего, путем личного примера. Ребенок должен слышать правильную, четкую речь. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний. Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова, тем самым пополнять словарь ребенка.

   Ребенок растет и развивается. Соответственно происходит развитие его речи. Основными структурными компонентами речи являются: звуковой состав, словарь и грамматический строй. Помните, что каждый ребенок — индивидуален, соответственно, общее и речевое развитие у разных детей может иметь некоторые отличия. Одни дети в возрасте 4-5 лет уже четко произносят все звуки нашей речи, а у других отмечается нарушение произношения большинства звуков. Не стоит ждать от ребенка правильного произношения звука Р в 3 года.

Нормы речевого развития.

ВОЗРАСТ РЕБЕНКА      ЗВУКИ РЕЧИ

От 1 до 2 лет                  А, О,Э, В, Е, М, П, Б

От 2 до 3 лет                  В, И, Ы, Т, Д, В, Ф, Г, К, Х, Н

От 3 до 4 лет                  С, З, Ц

От 4 до 5 лет                  Ш, Ж, Ч, Щ

От 5 до 6 лет                  Л, Р

Для того чтобы речь ребенка была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными, точными и автоматизированы. 

Всему этому Вы уважаемые родители, сами можете помочь своим детям. Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата  путём выполнения артикуляционной гимнастики – важный шаг на пути к правильной речи.

Цель артикуляционной гимнастики выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Артикуляционную гимнастику выполняют ежедневно продолжительность 5-10 минут, причем среди выполняемых упражнений новым может быть только одно, а остальные даются для повторения и закрепления. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя перед зеркалом.

Напомню, что упражнения бывают статические и динамические.

Артикуляционные статические упражнения.

Это когда ребенок выполняет определенный уклад, позу щёк, губ, языка. Мало показать, главное удержать!

«Лопаточка или Блинчик»
Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15сек.

«Чашечка»
Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10 сек.

Динамические артикуляционные упражнения

«Часики»
Высунуть широкий язык. Тянуться попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет взрослого.

«Грибок»
Раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 10 раз. 

Слайд №6

«Качели»
Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет.

«Вкусное варенье»
Высунуть широкий язык, облизывать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

Более подробно есть описание в буклетах.

Развивая правильную речь, обязательно нужно научить детей правильному дыханию – ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ НАШЕЙ РЕЧИ.

Правильное дыхание обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. Приступая к развитию у ребёнка физиологического дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужное направление.

Запомните параметры правильного ротового выдоха:

-выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот – «набираем полную грудь воздуха»

-выдох происходит плавно, а не толчками

-во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки.

-во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос.

-выдыхать следует, пока не закончится воздух.

-во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Вот несколько игр которые вы могли бы использовать в домашних условиях

  • Упр. «Футбол» — дуть через соломинку на горошину, стараясь попасть в ворота.
  • Упр. «Подводная лодка» — пускать через соломинку воздух в стакане воды.
  • Упр. «Лодочки» — дуть на лодочку из пенопласта.
  • Упр. «Бабочка» — сдувать бабочку на ниточке с цветка.   
  • Подуть на ватку, полоски бумаги, мыльные пузыри, вертушки, мыльные пузыри.

Дыхательные упражнения: развивают не только направленную воздушную струю, но и укрепляют язычные мышцы, что очень важно для постановки звуков.

  • Упражнение «Фокус» — язык чашечкой, сдувать ватку с носа.
  • Упражнение «Забей гол»

Одним из важнейших условий формирования звукопроизношения будет, то, как ребенок воспринимает на слух, дифференцирует фонемы родного языка. У детей с недоразвитым фонематическим восприятием страдает не только звукопроизношение, но и понимание речи, так как дети не могут от дифференцировать близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами. И в дальнейшем такие ошибки будут наблюдаться на письме и при чтении в школе.

Поэтому фонематический слух является непременным условием формирования речи.

Игры для развития фонематического слуха.

«Картинки на слух». (подберите картинки, названия которых различаются только одним проверяемым звуком) Например: мишка-миска, уши-усы, крыса-крыша, рожки-ложки, том-дом, трава-драва, уточка-удочка, косы-козы, год-кот, картина-гардина, день-тень, бочка-почка.      Картинки называет взрослый (одним словом, в имен.п., малыш лишь на них показывает, нижняя часть лица взрослого закрывается листом бумаги или ладонью, так как некоторые звуки, не различаемые ребенком на слух, могут быть узнаны им по артикуляции губ)

«Громкие подсказки»Взрослый прячет игрушку, которую ребенок должен найти, ориентируясь на силу ударов в барабан (бубен, хлопки в ладоши). Если малыш подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, — удары громкие, если он удаляется — тихие. Поменяйтесь ролями, чтобы и малыш попробовал создавать звуки, ориентироваться в громкости и мощности звучания.

«Узнай, что звенит (гремит)?»На столе несколько предметов (или звучащих игрушек). Предлагаем малышу внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем закрываем предметы ширмой и просим отгадать, какой из них сейчас звенит или гремит. Эту игру можно варьировать: увеличивать количество предметов, менять их. Можно узнавать по звукам и предметы обихода: шуршание газеты, переливание воды, двигающийся стул.  

Итак, уважаемые родители, вы сегодня ознакомились с основными приемами работы по развитию речи, если будут вопросы, добро пожаловать на консультацию по понедельникам с 14.00-18.00 (кабинет логопеда на 1 этаже) 

Занимайтесь с ребёнком и результаты вас обязательно порадуют!

Информацию разместила учитель-логопед: Исмагилова Г.И.

Читайте также: