Консультация: «Коррекция речевых проблем»
В век передовых технологий, в век компьютеризации и технического прогресса, все чаще на себя обращает внимание проблема непонимания ребенка… Непонимания в прямом смысле этого слова. Есть несколько причин для этого, одной из которых является речевые нарушения.
Самое печальное когда родители считают, что это временно, что с возрастом ребенок взрослея научится всему сам. В этом то и состоит ошибка, ведь самый благоприятный возраст для коррекции речевых проблем – это дошкольное детство, ведь как правило, речевые проблемы затем «прорастают в тетрадях». Это изречение не случайное! Родители, ведь в ваших руках не только успеваемость ребенка в школе, но и во многом выбор его дальнейшей профессии, поведение в коллективе, ведь самое главное в общении – это передача, обмен информации, а все это осуществляется через речь, полноценную, эмоционально и грамотно оформленную.
Готовя детей в школу, родители учат с ними алфавит, учат считать, читать, некоторые развивают мелкую моторику, а на звуковой анализ слов никакого внимания не обращают. Между тем работать со звуком не менее важно, чем знать азбуку. Поэтому подготовительная работа должна вестись в комплексе, включая в себя различные направления.
1. Развитие умения правильно слышать и выделять звуки речи — определять место заданного звука в слове (в начале, в середине, в конце), делить слова на слоги, различать твёрдые и мягкие согласные, различать гласные и согласные звуки, различать слова, похожие по звучанию, различать слова, отличающиеся одним звуком, находить слова, в которых нет заданного звука, осознавать основные элементы языка- слово, слог, звук.
2. Формирование правильного произношения. Если ребёнок после пяти лет произносит отдельные звуки неправильно, родителям необходимо обратиться за консультацией к логопеду. К моменту поступления в школу необходимо устранить неправильное произношение звуков, их замены и пропуски. Иначе ошибки в устной речи спровоцируют появление ошибок при чтении и на письме.
3. Развитие моторики и графических навыков. Не последнее место отведите тренировке пространственного восприятия (расположение предметов по отношению к ребёнку, между предметами, ориентация в понятиях «справа»,»слева»,»внизу» и т. д.), общую моторику, мелкую моторику (игры с мелкими предметами, шнуровки, пальчиковые игры, штриховки и т. д.).
4. Развитие звукобуквенного анализа — необходимо учить устанавливать последовательность звуков в словах, обозначать их соответствующими буквами, понимать смыслоразличительную роль буквы.
5. Развитие словаря – определяйте количество и последовательность слов в предложении, составляйте предложения, рассказы по сюжетным картинкам, пересказывайте текст, расскажите сказку.
6. Обучение чтению. Если ребёнок учится читать, необходимо помнить, что чтение должно быть осмысленным, ребёнок должен понимать прочитанный текст, уметь его пересказать. Ориентируйте ребенка не на беглость чтения, а на его понимание.
Если Вы внимательно отнесётесь ко всем направлениям, то это будет хорошей профилактикой нарушений письма у ребенка с речевыми нарушениями. Так как речевые проблемы различны, именно поэтому они влияют на ту или иную область письменной речи (чтение или письмо).
В нелегкой работе по преодолению недостатков речи у детей родителям необходимо:
§ поддерживать уверенность ребёнка в том, что любые недостатки можно преодолеть, если он сам приложит к этому усилия и старания, будет выполнять требования и советы взрослых;
§ правильно строить общение с ребёнком, создавать условия для спокойной, неторопливой речи, внося поправки в неё не ранее, чем на этапе отработки навыка;
§ проявлять выдержку, не допускать раздражительного тона;
§ проследить, чтобы ребёнок занимался самостоятельно, проявлял инициативу в проведении свободного времени, т. к. это влияет не только на развитие его познавательных способностей, но и является условием полноценного эмоционального развития;
§ поддерживать благоприятный микроклимат в семье, помня что воспитание – дело любящих родителей;
§ оздаравливать ребенка, так как психологическое здоровье ребенка строится и на его соматическом статусе
§ обязательно обращаться за помощью к специалистам если возникают какие –то вопросы.
Информацию разместила учитель-логопед: Исмагилова Г.И.