Как пополнять словарный запас ребенку 6-7 лет?

6-летний возраст – это очень ответственный период в жизни родителей, потому что в скором времени ребенок пойдет в школу. Каждая мама хочет, чтобы к этому непростому и ответственному периоду жизни ребенок был подготовлен.

При этом многие родители не задумываются, как важно развивать саму речь, и насколько важен богатый словарный запас. В этом можно убедиться, если попросить ребенка что-нибудь рассказать, поделиться впечатлениями об услышанном или увиденным. В результате можно заметить, что ребенок с трудом подбирает нужные слова, речь изобилует диалектными, просторечными, жаргонными словами.

Словарный запас у детей складывается к 6-7 годам. В основном он обогащается через семью, общение с родителями, близкими родственниками. В норме активный словарный запас у ребенка 6-7 лет должен составлять от 3500 до 7000 слов. В дальнейшем он будет пополняться новыми словами в ходе учебного процесса (прочитанные литературные произведения, словесные игры, услышанное на экскурсиях и т.д.).

Если ребенок знает и произносит не так много слов, то нужно знать, как пополнять словарный запас, чтобы он был полностью готов к успешному обучению в школе.

Словесные игры.

Многие словесные игры на расширение и активизацию словаря достаточно просты и занимают не более 10-15 минут, поэтому каждый родитель сможет найти время для занятий со своим ребенком.

Предлагаем вашему вниманию некоторые из них:

Игра «Лови да бросай – цвета называй».

Взрослый бросает мяч ребенку, называя прилагательное, которое обозначает цвет. Ребенок должен поймать мяч и вернуть его, назвав при этом существительное, которое подходит к сказанному прилагательному.

Примеры:

  • зеленый – лук, огурец, лес;
  • красный – флаг, помидор, огонь;
  • синий – море, чернила.

«Скажи похоже»

Взрослый  передает  платок  ребенку,  называя  глагол,  ребенок  отдает  платок обратно, называя синоним к глаголу.

— Думать  —  … (размышлять),  открыть  —  …  (отворить),  отыскать  —  …  (найти), зябнуть — … (мерзнуть), поразить — … (удивить), шалить — … (баловаться), забавлять —  …  (развлекать),  прощать  —  … (извинять),  звать  —  …  (приглашать),  реветь  —  … (плакать),  мчаться  —  …  (нестись),  вертеться  —  …  (крутиться),  опасаться  —  … (бояться), бросать — … (кидать).

Игра «Скажи наоборот».

Взрослый называет слово, а задача ребенка назвать другое слово, противоположное по значению. Примеры:

  • день – ночь;
  • сильный – слабый;
  • горячо – холодно;
  • мягкий – твердый;
  • стоит – бежит;

Игра «Кто, где живет?»

Взрослый бросает мяч ребенку и называет какое-нибудь животное. Задача ребенка — при возвращении мяча назвать место, где это животное живет. Примеры:

  • дятел – на дереве;
  • собака – в будке (конуре);
  • синица – в гнезде;
  • лиса – в норе.

Игра «Кто подберет больше слов».

Взрослый предлагает назвать как можно больше слов при ответе на вопрос. Можно использовать визуальные изображения. Примеры:

Что можно завязать? (шнурки, шарф, платок и т.д.).

Что можно надеть? (рубашку, куртку, пальто, кофту).

Что можно связать? (носки, кофту, свитер, шапку, шарф и т.д.).

Игра «Большой – маленький».

Взрослый называет слово и бросает мяч малышу. Он должен поймать мяч и вернуть его, произнося при этом слово, которое составляет пару услышанному слову: Примеры:
стул – стульчик;

рука – ручка;

нога – ножка;

диван – диванчик и т.д.

Игра «Угадай профессию».

Взрослый задает наводящий вопрос, а ребенок должен ответить, кем именно работает описываемый человек. Примеры:

Кем работает тот, что продает нам продукты? (Ответ: продавец).

Человек, который возит людей на автобусе, работает…. (Ответ: шофером, водителем).

Человек, который строит дома, это …. (Ответ: строитель).

Игра «Угадай предмет».

Взрослый произносит несколько слов, которые в совокупности обозначают другое слово. Задача ребенка – угадать, что именно имеет в виду родитель. Примеры:
Колеса, руль, двери, фары, капот (машина).

Ноги, пятачок, уши (свинья).

Кора, листья, сучья, ветки (дерево).

Игра «Подбери слово».

Эту игру можно проводить с мячом, одновременно развивая реакцию малыша. Взрослый называет слово и кидает мяч, а ребенок должен вернуть его и сказать слово, которое подходит по значению: Примеры:

Свежий – воздух, хлеб.
Старая – скатерть, мебель, бабушка.
Свежая – зелень, новость, газета, булка.

Советы родителям.

Чтобы словарный запас у детей формировался правильно, очень важна роль родителей, ведь именно от того, какие слова они произносят, как разговаривают между собой, зависит развитие речи у ребенка.

Обогащение словаря возможно с помощью вышеуказанных упражнений, которые нужно проводить регулярно. Помните о том, что лучше заниматься по 10 минут, но каждый день, чем по 30-60 минут, но 1 раз в 3-5 дней. Есть и другие рекомендации для родителей:

  • Больше общайтесь. При этом следите за своей речью, старайтесь использовать метафоры, прилагательные и синонимы слов. Не бойтесь использовать в разговоре с ребенком слова, которые он не понимает – он обязательно переспросит, что это значит, а вы в простой и доступной форме объясните ему. Именно так он знакомится и запоминает новые слова.
  • Читайте с ребенком. При этом делайте это с выражением, интонационно выделяя запятые. Спрашивайте малыша, понимает ли он смысл услышанного, и если какие-то слова ему непонятны, то их нужно объяснить.
  • Обсуждайте с ребенком картинки и изображения в книгах, которые вы читаете. Можно попросить составить краткий рассказ по какой-нибудь иллюстрации.
  • Постепенно приучайте малыша учить стихотворения. Можно начать с самых простых, и они обязательно должны вызывать у него интерес.

Занимаясь со своим ребенком, вы не только обогащаете его словарный запас, расширяете его представления об окружающем мире, но и формируете более доверительные отношения друг с другом.

Информацию подготовила воспитатель

 Дадашова Марина Владимировна

Читайте также: