УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ВНИМАНИЕ

Задание № 1.

Написать на отдельных карточках или на доске набор букв, в которых будут вписаны слова, и попросить детей найти эти слова.

нпропоаракимраааууг

Задание № 2

Нарисовать одинаковые, на первый взгляд картинки, и попросить детей найти отличия.

Задание № 3.

Предоставить детям картинки с животными и для путаницы подложить картинку с мебелью. Попросить найти лишнюю картинку. Вариаций таких предлагаемых картинок может огромное количество.

Задание № 4.

Прочитать небольшой и не сложный для детского восприятия текст. Задать вопросы по тексту.

Например:

«Яков просыпается и опаздывает в школу, потому что первый носок находится на люстре, второй под кроватью, брюки под столом, а на свитере спит кошка. Пока найдет все свои вещи – уже начнется урок».

Вопросы к тексту:

Почему Яков опаздывает в школу?

Где находится одежда мальчика?

Что случилось со свитером Якова?

Задание № 5.

Исключить в ряду одно из слов, которое не соответствует родовому понятию.

Холодильник, мороз, капля, заморозка.

Гнездо, курятник, нора, муравейник, берлога.

МЫШЛЕНИЕ

Задание 1

Говори наоборот.Говорим слово, просим ответить ребенка наоброт.

Например. Большой – маленький, толстый – тонкий, черный – белый, горячий – холодный, пустой – полный, легкий – тяжелый, чистый – грязный, больной – здоровый, ребенок – взрослый, огонь – вода, сильный – слабый, веселый – грустный, красивый – безобразный, трус – храбрец.

Задание № 2.

Заранее написаны такие выражения:

-на березе на каждой ветке выросло по 8 желудей. Веток 5. Сколько желудей на березе?

-петух живет два года. Сколько лет живет пол петуха?

Спросить у детей, правильность вопросов. Обосновать.

Задание № 3

выберите из 3 слов одно лишнее.

Цвет:

апельсин, киви, хурма

цыплёнок, лимон, василёк

огурец, морковь, трава

сахар, пшеница, вата.

Форма:

телевизор, книга, колесо

косынка, арбуз, палатка.

Величина:

бегемот, муравей, слон

дом, карандаш, ложка.

Материал:

банка, кастрюля, стакан

альбом, тетрадь, ручка

Вкус:

конфета, картошка, варенье

торт, селёдка, мороженое

Вес:

вата, гиря, штанга

мясорубка, перышко, гантели

Задание 4

Задания со спичками:

1. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.

2. Составить 2 равных квадрата из 7 палочек.

3. Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.

ПАМЯТЬ

Задание №1.Для занятия вам потребуются любые незнакомые для ребенка картинки. Это могут быть иллюстрации к книгам или вырезки из журналов( не менее 5—6 предметов).

Ребенок должен в течение 30 секунд внимательно рассмотреть картинку, стараясь в деталях запомнить то, что на ней изображено, и вернуть ее ведущему. После этого ребенок, закрыв глаза, пробует представить картинку перед своим мысленным взором. А затем он должен максимально подробно описать то, что увидел и запомнил. По окончании рассказа вновь демонстрируется картинка и обсуждаются упущенные элементы изображения. В случае, если ребенок легко справляется с описанием простых картинок, вы можете давать ему наглядный материал посложнее, где больше мелких деталей и используются разные цвета.

Задание №2.

Для занятия вам потребуются карточки, на каждой из которых будут изображены 3 комбинации геометрических фигур и знаков, а также лист бумаги в клеточку и карандаш.

Вы даете ребенку карточку, предупреждая о том, что он должен внимательно рассмотреть и запомнить комбинации всех фигур. На запоминание отводится 30 секунд, затем он возвращает карточку. Далее ребенок должен закрыть глаза и мысленно восстановить рисунок. Затем он должен нарисовать на листе все, что запомнил. После окончания работы рисунок ребенка сравнивается с образцом, ошибки обсуждаются. Проверяется количество нарисованных по памяти элементов, их форма, размеры и расположение относительно друг друга.

Задание №3.

Вы произносите короткое предложение, ребенок повторяет его, добавляя еще одно слово. Вы делаете то же самое и т. д. Например, вы говорите: «Я рисую». Ребенок добавляет: «Я рисую в альбоме». Вы говорите: «Я хорошо рисую в альбоме». Ребенок добавляет: «Я хорошо рисую в альбоме красками». Вы говорите: «Я хорошо рисую в альбоме красками цветы». Ребенок добавляет: «Я хорошо рисую в новом альбоме красками цветы» и т. д.

Задание №4.

Вы говорите ребенку: «Я буду читать тебе текст. Слушай его очень внимательно, тебе нужно будет запомнить все имена героев».

Лесная компания

Не удивляйтесь, в нашем лесу все звери дружат между собой. Они помогают друг другу в трудную минуту, ходят в гости и часто проводят время, играя в веселые игры. Вот вчера, например, заяц Василий объявил общий сбор на большой поляне. Именно там звери устраивали футбольные матчи с командой соседней березовой рощи. Он пробежал с этим сообщением по всем жилищам, даже заглянул к лисе Снежане и к колючему ежику Семену, которые живут довольно далеко. Но ведь известно, что заяц — лучший бегун в лесу. Поэтому он и стал капитаном футбольной команды. Главное, что он не забыл разбудить медведя Филиппа, ведь он лучше всех защищает ворота. Ну и к сове Марусе не забыл заглянуть — лучшего судьи для матча нет во всем лесу. Надо пригласить еще братьев волков, и команда будет в полном составе.

Автор: Струнина Е.В.

Читайте также: