Развитие зрительного восприятия с помощью зашумленных картинок

Навык качественного чтения и письма зависит от состояния зрительного восприятия и внимания ребенка.  Зрительное внимание и восприятие – необходимые качества для успешной учебной деятельности. Чем лучше ребенок распознает зрительные образы, тем лучше и быстрее он овладеет письмом и чтением.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного развития восприятия.

Одним из средств развития зрительного восприятия являются зашумленные картинки, использование которых помогает развивать не только зрительное восприятие, но и обогащать словарь, совершенствовать звукопроизношение, развивать грамматический строй речи.

Зашумленные картинки представляют собой контуры наложенных друг на друга геометрических фигур и предметов.

Зашумлённые картинки пришли на помощь детям из военной практики. Методика была разработана немецким психологом Вальтером Поппельрейтером в 1917 году для работы с военными, получившими черепно-мозговые травмы во время Первой мировой войны. Проба Поппельрейтера направлена на распознавание контурных, перечеркнутых, наложенных друг на друга, перевёрнутых изображений, для изучения зрительных нарушений у солдат.

Зрительно воспринимаемый предмет или его изображение, как правило, является комплексным зрительным раздражителем, для правильного восприятия которого необходим ряд условий:

• рассматривание объекта;

• выделение его существенных признаков;

• установление отношений этих признаков и синтез их в известные группы, которые определяют конечноевосприятие зрительного объекта;

• торможение признаков, которые не имеют существенного значения.

Анализ зашумлённых картинок

Цель дидактической игры: узнавание предметов по их контурам среди нескольких наложенных изображений.

Покажите ребенку несложный рисунок с контурами четырёх предметов, лежащих поверх друг друга.

Инструкция: рассмотри картинку, а потом назови всё, что здесь нарисовано. Когда предмет ребёнком узнан, предложите обвести его пальчиком.

Обратите внимание! Соскальзывает ребенок при обведении контура предмета на другие изображения или нет. Соскальзывание – это минус зрительному восприятию.

Если ребёнок обвёл предмет правильно, но затрудняется его назвать, то это не ошибка восприятия, а скорее, признак педагогической запущенности.

Работать с зашумлёнными картинками надо от простого к сложному.

Варианты игры с наложенными изображениями:

1. Найти и выделить среди овощей – фрукт или, наоборот, фрукт среди контуров овощей.

2. Найти и выделить среди контуров домашних животных – дикого зверя.

3. Найти и выделить указанную цифру и букву.

4. Отыскать среди силуэтов морских животных – контур сухопутного животного.

5. Выделить контуры животных жарких стран.

6. Отыскать и выделить указанную геометрическую фигуру или несколько геометрических фигур.

8. Выделить силуэты северных животных.

9. Найти и выделить среди силуэтов домашних птиц – дикую.

10. Найти контур животного посреди насекомых.

11. Найти среди ветвей контуры животных и/или птиц.

12. Назови все предметы и всех животных на картинках. Как их можно назвать одним словом?

13. Кто спрятался на рисунках? Назови и сосчитай!

Указанный контур дети могут выделить разными способами:

• обвести, заштриховать, раскрасить прозрачными красками, светлыми фломастерами или карандашами, чтобы было видно контур других изображений

• закрасить контур клеем ПВА, а затем посыпать песком, манкой, солью;

• вырезать силуэт ножницами.

Для детей младшего возраста подбирают задания с более крупным и простым рисунком. Для старших детей можно использовать от 3 до 5 более мелких и сложных силуэтов.

Игра «Картинки перепутались».

1.Рассмотри внимательно картинки. Какие картинки здесь перепутались?

2.Назови картинку, в названии которой звук «Л» находится в начале слова, в конце слова, в середине слова.

3.Назови картинки,  про которые можно сказать, что это мебель.

4. Назови картинку, про которую можно сказать, что это овощ.

5.Что находится справа от лошади?

Игра «Лото»

Игра для 2-4 человек. Каждому игроку раздается поле с перепутанными картинками,  у ведущего находятся маленькие карточки с изображением перепутанных картинок. Ведущий задает вопрос: «У кого лук?».

Игрок, у которого среди перепутанных картинок есть изображение лука, отвечает: «У меня лук». Выигрывает, тот, кто распутает быстрее свои картинки.

Информацию подготовила воспитатель

Дерышева Надежда Валерьевна

Читайте также: