Развитие грамматического строя у дошкольников
Уважаемые родители. Сегодня я предлагаю вам поговорить о том, как сделать речь наших детей грамматически правильной, богатой, содержательной.
Всем известно, что хорошая речь – важнейшее условие всестороннего, полноценного развития ребёнка. Ведь, чем правильнее, богаче речь, тем проще ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, полноценнее его общение со сверстниками и взрослыми. Грамотная речь — залог успешного развития всех психических процессов ребёнка. Бедный словарный запас, нарушения грамматического строя создают серьёзные препятствия для успешного обучения ребёнка в школе. Поэтому требуется серьёзная и своевременная работа по устранению данных нарушений.
Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, в ходе игры, в ходе бесед с родителями, в любых видах детской деятельности, опосредованных словом. На развитие грамматического строя речи могут влиять разные факторы:
• врожденное языковое чутье;
• речевая среда;
• форма общения взрослых;
• стиль общения родителей с ребёнком;
•целенаправленное педагогическое воздействие, в том числе и в домашних условиях.
Формируются такие грамматические категории как род, число, время, лицо. Ребёнок учится правильно употреблять предлоги, правильно согласовывать существительные с прилагательными. В ходе речевого развития в речи детей могут появляться забавные детские словечки. Ребёнок создаёт собственные слова по знакомым ему грамматическим образцам. Но, чтобы в речи ребенка не закрепились неправильные слова, необходимы специальные грамматические игры.
Игра, в том числе и речевая игра, наиболее приемлемая и интересная для любого ребёнка деятельность. В игре достаточно сложный речевой материал, каким является усвоение правильных речевых конструкций, усваивается детьми более легко и непринуждённо, вполне естественно. Дети играют в такие игры с большим удовольствием, не замечая, как развивают свои языковые способности, как используют в речи грамматически правильные образцы речевых высказываний. Задача родителей демонстрировать эти правильные образцы во время общения с ребёнком, во время игр.
Существует большое количество игр, которые можно организовать в кругу семьи. Это могут быть игры с предметами, настольно-печатные игры, дидактические словесные игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые, компьютерные игры. Предлагаю вашему вниманию некоторые виды игр, которые можно проводить с использованием мяча. Эти игры не требуют длительной подготовки и картинного материала, в них можно играть даже на прогулке.
Возможные варианты игр с мячом:
• перебрасывание мяча друг другу,
• прокатывание мяча, сидя на ковре или за столом,
• бросание мяча об пол, ловля его двумя руками,
• бросание вверх и ловля двумя руками,
• перекрёстное бросание двух мячей.
«Один – много». Игры на образование слов во множественном числе. Взрослый бросает мяч ребенку и говорит слово в единственном числе, а ребенок возвращает мяч и называет это слово во множественном числе. Например: с существительными: мяч – мячи, птица — птицы, игрушка – игрушки. Можно усложнить игру, добавив к существительному прилагательное: красный шар – красные шары, пушистый котенок – пушистые котята или глагол: книга упала – книги упали, машина едет–машины едут, а можно и прилагательное и глагол: красный шарик улетел – красные шарики улетели, легковая машина приехала –легковые машины приехали и т. д.
«Чего много?» Игры на образование существительных в родительном падеже множественного числа. Взрослый бросает мяч ребенку и говорит: — У меня яблоко, а у тебя много… яблок, у меня машинка, у тебя много … машинок и т. д.
«Назови ласково». Игра на образование уменьшительно-ласкательной формы слов. Взрослый бросает мяч ребенку и говорит слово, а ребенок возвращает мяч и называет это слово в уменьшительно-ласкательной форме. У меня платок, у тебя… ребенок возвращает мяч со словом платочек (дом – домик, рука – рученька, кукла – куколка и т. д.). Аналогично можно играть для образования уменьшительных форм прилагательных. Взрослый произносит часть фразы, а ребёнок ее заканчивают, добавляя слово. Цветок красный, а цветочек …красненький. Яблоко сладкое, а яблочко … сладенькое и т. д.
Игры «Я – Ты», «Я – Он», «Он – Они», «Мы – Вы». Игры на спряжение глаголов. Взрослый бросает мяч и говорит: я иду – ты… Ребёнок возвращает мяч и отвечает: …идешь (я читаю – ты…читаешь; он играет– они…играют, он бежит– они…бегут; мы идем – вы… идете, мы читаем – вы… читаете).
Игры «1 – 2», «1 – 5», «2 – 5». Игры на согласование существительного с числительными. Взрослый бросает мяч ребенку и говорит: У меня один мяч – у тебя 2…мяча, одно яблоко– у тебя 2…яблока, или – у меня один мяч – у тебя 5…мячей, одно яблоко– у тебя 5…яблок, или — у меня два мяча – у тебя 5…мячей, пять яблок– у тебя 2…яблока.
«Какой? Какая? Какие?» Игры на образование относительных прилагательных. Взрослый бросает мяч ребенку и говорит, из чего сделан предмет, а ребенок возвращает мяч и называет прилагательное, образованное от данного существительного, например: стакан из стекла — … стеклянный, тетрадь из бумаги — … бумажная и т. д.
«Чья? Чье? Чьи?» Игры на образование притяжательных прилагательных. Взрослый бросает мяч ребенку и говорит, например: хвост собаки, чей? Ребенок возвращает мяч, и отвечает: собачий; лапа медведя, чья? Медвежья и т. д.
«Составь слово». Игра на формирование умения образовывать сложные слова. Взрослый бросает мяч ребенку и говорит два слова, из которых ребенок должен составить одно слово, например: Сам летит — … самолёт, пыль сосет — … пылесос, воду возит — … водовоз и т. д.
«Скажи наоборот». Игры на употребление слов, имеющих противоположное значение. Взрослый бросает мяч и называет слово, а ребенок возвращает мяч, называет слово с противоположным значением. Например: далеко – близко, хорошо – плохо, день – ночь, широкий – узкий, поднять – уронить и т. д.
«Назови детёнышей животных» (С перекидыванием мяча)
Взрослый называет животного, ребёнок называют его детёныша: У кошки -…котёнок, у лисы -…лисёнок, у коровы — …телёнок и т. д.
«Исправь ошибку» (Работа с деформированными предложениями). Взрослый бросает ребёнку мяч и произносит деформированную фразу, ребёнок исправляет ошибку и возвращает мяч: «Рыба поймала рыбака» – «Рыбак поймал рыбу».
Надеюсь, что данный материал поможет вам интересно и с пользой провести время с ребёнком, организовать семейный досуг. А самое главное, сделает речь вашего ребёнка правильной, содержательной и красивой.
Автор: учитель-логопед
Полякова Александра Александровна