«Развиваем сенсорику и мелкую моторику рук»
У детей с нарушением зрения наблюдаются проблемы в восприятии окружающего мира, сенсорном развитии, развитии разных сторон речи и т. д. Но не стоит отчаиваться: при совместной и систематической работе педагогов и родителей можно достигнуть положительных результатов в развитии детей. Как это сделать? Очень просто — поиграйте с вашим ребенком! Я Вас познакомлю с некоторыми играми и упражнениями, которые мы используем в детском саду. Такие же игры и упражнения или аналогичные Вы можете использовать в домашних условиях для развития мелкой моторики и зрительного восприятия вашего малыша. В процессе этих игр и упражнений у детей улучшается память, слуховое и зрительное восприятие, формируется сенсорная культура ребенка, совершенствуются движения пальцев рук, что способствует развитию речи детей. Главное — это хорошее настроение и неподдельный интерес к вашему ребенку и к его занятиям. Играя, вызывайте ребёнка на разговор, чтобы он называл свои действия и признаки предметов, с которыми вы играете. Играйте с детьми в хорошо освещенном помещении, следите чтобы очки были с чистыми стеклами и правильно надеты. И помните, что детям с нарушением зрения требуется большая продолжительность времени для восприятия. Многие игры можно приобрести в магазинах, а некоторые из них смастерить своими руками.
«Волшебные прищепки»(развитие мелкой моторики и координации движений, активизация ощущений) Вам понадобятся: самые обычные прищепки любого размера и цвета, а также разные фигуры из различного материала (картон, пробка и т. д.) или картинки, силуэты животных, предметов. Предложите нарядить елочку, надеть иголки на ёжика, сделать лучики солнышку, назвать цвет, форму предмета и т. д.
«Соберем бусы» (развитие мелкой моторики и координации движений, внимания, дивергенции и конвергенции) Вам понадобятся: бусины большого размера (постепенно можно уменьшать размер) или пуговицы, крышечки, шнурок, веревочка или леска.Предложите собрать бусы для бабушки или для кого-нибудь из членов семьи. Когда ребенок научится нанизывать бусины, можно предложить собрать бусы по цвету, чередуя и т. д.
«Резиночки на кнопочной тропиночке» развитие мелкой моторики и координации движений, внимания, прослеживающей функции глаза) Вам понадобятся: деревянная доска с набитыми кнопками и резинки канцелярские или для волос. Предложите ребенку натянуть резиночки на кнопки. Можно делать различные дорожки, узоры.
«Играем с перчатками» (развитие мелкой моторики, речи) Вам понадобятся: детские перчатки, различные пуговицы в виде фигурок предметов, пришитые к ней. Предложите ребенку поиграть с героями перчатки, поздороваться с ними, отправиться в путешествие.
«Чудесный кармашек» («Чудесный мешочек») (развитие мелкой моторики, осязания, тактильного восприятия, речи) Вам понадобятся: мешочек или кукла с карманом на одежде, крупа (фасоль, горох, мелкие предметы, игрушки. Предложите ребенку нащупать в крупе спрятанные предметы и угадать, что это и назвать. Можно разнообразить игру: «Найди ёлочку» и т. д.
«Разложи крупу в бутылочки» («Золушка») (развитие мелкой моторики, активизация фиксации взора, развитие зрительного соотнесения предметов по форме и величине) Вам понадобятся: емкость с различными крупами (фасоль, горох, греча, семенами дыни, арбуза, несколько пустых бутылочек. Предложите ребенку помочь Вам перебрать крупу, разложить в разные бутылочки.
«Покорми цыпленка» (развитие мелкой моторики, щепоти, координации движений, внимания, усидчивости) Вам понадобятся: баночка с крышкой, в которой сделана прорезь (можно оформить под животное, фасоль в другой емкости. Предложите ребенку покормить маленького цыпленка
«Крутилки-раскрутилки» (развитие мелкой моторики) Вам понадобятся: доска с прикрепленными к ней горловинами от детского сока или других напитков, внутри приклеить картинки, крышки разного размера. Предложите ребенку раскрутить, посмотреть картинку и затем закрутить крышки. Усложнение: подобрать крышку к горловине.
«Мобильный тренажер» (развитие мелкой моторики, восприятия цвета и формы, представлений о предметах, наблюдательности) Вам понадобятся: коробка с горловинами, вкладыши: разные картинки, емкость с крышками разного цвета. Предложите ребенку подобрать колеса к машине, собрать гусеничку, светофор и т. д.
Подготовила учитель-дефектолог: Добрыдина Р.А.