«Народные игры как средство воспитания»
Игра представляет собой социальное явление, исторически сложившееся средство воспитания.
Формы проявления игры чрезвычайно многообразны. Вместе с развитием человеческого общества они непрерывно совершенствуются и усложняются.
Игра – это сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели.
Игра – это естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Народные игры являются неотъемлемой частью духовно – нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести.
Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально – положительная основа для развития духовно – нравственных качеств.
По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.
Одним из средств создания положительной эмоциональной атмосферы, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми являются народные игры.
Народные игры имеют многовековую историю. Они сохранились и дожили до наших дней, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя самые лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости. Для всех народных игр характерна любовь народа к веселью, движениям, удальству. Шуткам и юмору, характерным для них, присуща безобидность. В этом педагогическая ценность народных игр, так как доброжелательный смех партнеров действует на ребенка сильнее, чем замечания, наказания. Народные игры оказывают влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства.
А. С. Макаренко разработал целю систему применения народных игр в воспитании детей. В игре он видел средство «накопления социального опыта».
В игре развиваются силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются организаторские навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.
В коллективных играх вырабатываются дети – организаторы, дети – вожаки, умеющие упорно к цели, увлекать за собой других.
Игры, требующие соблюдения правил, очень дисциплинирует, надо только, чтобы они не были скучными, необходимо вводить в них пение, танцы.
В статье «О моем опыте», А.С. Макаренко разъяснял: «В детском возрасте игра – это норма, и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело…
У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать игрой всю его жизнь!»
Игры и игрушки являются первыми средствами воспитания у всех народов, и поэтому, как пишет известный исследователь русских народных игр Е.А. Покровский: «…в этом смысле игрушки и игры нередко представляют собой по крайней мере такое же, если не более важное, образовательное значение, согласное с духом народа, как народная поэзия, легенды, сказки, поговорки, загадки и т.д.» Информацию подготовила и разместила : Домбровская О.П.