Кризис 6 -7 лет
Признаки кризиса:
- Утрата непосредственности (поведение ребенка становится не таким понятным, он начинает играть роли, т.е. внутри он уже не такой как снаружи);
- Манерничанье (ребенок что-то из себя строит, появляется искусственность в поведении, паясничание, клоунада, ребенок строит из себя шута);
- Ребенок понимает, что он чувствует (не просто злится, а знает, что злится);
- У ребенка возникает самооценка, требования к самому себе;
- Поведение ребенка меняется внезапно (без видимых причин);
- Возникновение паузы между обращением к ребенку и его ответной реакцией («как будто не слышит», «надо сто раз повторить»);
- Ребенок пытается оспорить родительскую просьбу и/или отсрочить ее выполнение;
- Ребенок отказывается от выполнения обычных дел и обязанностей;
- Ребенок хитрит, чтобы нарушить правила (например: показывает мокрые руки вместо вымытых);
- Ведет себя, копируя взрослое поведение (карикатура на взрослое поведение);
- Не хочет выглядеть «как маленький»;
- Обостряется реакция на критику, ребенок хочет похвалы;
- В общение с взрослым вносятся отвлеченные темы (о погоде, спорте, природе и т.д.);
- Проявляет самостоятельность в выполнении отдельных самостоятельно взятых на себя обязанностей.
Что делать:
- Помните, что кризис – временное явление (как правило, до 6 месяцев);
2.Тон приказа и назидания с детьми этого возраста не работает. С ними нужно обсуждение того что и почему они должны, нужно совместно анализировать последствия их действий (аргумент «Делай так, потому что ты должен меня слушаться, ведь я твоя мать» не работает);
3.Выполняйте обещания. Он все их помнит и при случае напомнит; найдите, где можно увеличить свободу и самостоятельность ребенка и увеличьте их (отмените соответствующие запреты);
4.Будьте последовательны в правилах (те запреты, которые вы решили оставить, должны оставаться запретами ВСЕГДА, несмотря на поведение ребенка, ИСКЛЮЧИТЕ ситуации «сегодня это можно, а завтра нельзя»);
5.Предоставляйте ребенку возможность браться за новые обязанности, и обязательно выражайте уверенность, что он с этим справится (НЕ ГОВОРИТЕ «За тобой придется переделывать!!!»);
5.Помните, что ребенок уже не маленький. У него теперь есть собственное мнение, к которому он хочет уважения (Не согласия, а уважения. Уважение -признание полного права на существование таким, какое оно есть).
Информацию подготовила и разместила Домбровская О.П.