Консультация для родителей «Использование графических диктантов в развитии детей старшего дошкольного возраста»

Часто бывает так, что дети устают от долгого ожидания и родители стараются их отвлечь и развлечь. Но чем можно занять ребенка в новом не знакомом месте, не имея игрушек и книжек с собой? Предлагаю  взять на заметку развивающую «игру», которая поможет хорошо провести время в очереди, длительном переезде, пребывании в самолете или поезде. Эта игра называется графический диктант. Для графического диктанта не требуется «особых» приспособлений — потребуется тетрадь в клетку, ластик и простой мягкий карандаш. Для детей младше шести лет следует брать тетрадь в крупную клетку, чтобы не перенапрячь зрение. Перед диктантом следует повторить, где право, где лево, верх и низ. Рассказать ребенку, что у клетки есть стороны, углы (левый – верхний и нижний, правый – верхний и нижний, диагонали. Диагональ может быть не только у квадрата, а и у прямоугольника, составленного из двух клеток. Это интересное задание на внимательность и умение различать направления: вправо-влево, вниз — вверх. Весь диктант заключается в рисовании коротеньких линий на обычном тетрадном листе в клеточку. Малыш учится ровно рисовать линию, писать под диктовку взрослого и считать. После окончания диктанта на листочке появляется фигурка. Это может быть птичка, животное или какой-либо другой объект. Фигурка появится, если диктант был выполнен правильно и ребенок нигде не ошибся. Детям очень нравятся такие упражнения. Они с удовольствием рисуют и просят повторить занятие еще и еще. Что нужно для графического диктанта. Если вы хотите провести графический диктант с ребенком, нужно подготовить все заранее. Посадите ребенка за стол, дайте ему карандаш, ластик, листочек в клеточку. Затем, следует объяснить малышу, как будет проводиться диктант. Сначала проговариваем с ним, что мы будем делать: «Сейчас мы с тобой будем рисовать фигурки. Какие фигурки я тебе не скажу. Это ты увидишь, если правильно выполнишь работу, будешь внимательно меня слушать, не путать право — лево, правильно считать клеточки. Я буду тебе диктовать — на сколько клеточек нужно провести линии и в каком направлении. Ты будешь проводить эти линии по клеточкам, не отрывая карандаш от бумаги, а потом мы вместе посмотрим, что получилось. Старайся, чтобы линии были у тебя ровные и красивые, тогда рисунок получится замечательный». В первый раз можно рисовать на доске или в тетради вместе с ребенком, чтобы он видел, как им нужно работать, а второй и последующие диктанты ребенок может выполнять уже без вашей подсказки. С ребенком, перед диктантом, нелишне будет повторить, где правая и левая рука, как рисовать линию вправо и влево. После выполнения диктанта обязательно похвалите ребенка, исправьте вместе ошибки, если они есть, объясните ему что пошло не так, почему он ошибся. Если дошкольнику понравятся такие упражнения, можно попросить их придумать и самим нарисовать по клеточкам фигурки, а потом вместе составить интересный графический диктант.

Чем полезен графический диктант?

• Тренирует мелкую моторику рук дошкольника;

• Учит ребенка сосредотачиваться на конкретном задании.

• Тренирует внимание. Задействует связь фонетического восприятия с визуальным и графическим.

• Учит ребенка запоминать понятия «лево» и «право».

• Учит ориентироваться на листе бумаги;

• Тренирует абстрактное мышление и воображение.

• Тренирует усидчивость. Задание требует доводить начатое до конца, иначе будет просто не понятно, что загадал ведущий.

• Дополнительными вопросами и заданиями можно развивать речь маленького ребенка, говоря о нарисованном предмете, изучать новые понятия.

• Значительно облегчает жизнь родителей в длительном ожидании вместе с детьми. Не требует от ведущего специальных знаний и длительной подготовки.

Одно важное правило при выполнении заданий: не стоит заставлять ребенка их выполнять через силу. Не ругайте и не прерывайте ребенка, если он ошибся или не справился с заданием. Просто объясните ему: почему так получилось, что он сделал не так. Лучше выбрать время, когда все игроки в хорошем настроении и хотят заняться чем-то увлекательным. Заинтересуйте ребенка и предложите ему быть ведущим — ведь детям тоже хочется самим что-то придумать и «покомандовать взрослыми».

Информацию подготовила: Шишкина О.Н.

Читайте также: