Консультация для родителей
«Культурные родители — культурные дети»
Уважаемые родители!
Мы рады, что Вы со своими малышами посещаете наш детский сад!
Мы встречаемся с Вами ежедневно и уже начинаем
скучать по выходным. Особенно неприятно, когда малыши не могут
посещать детский сад по причине какого-либо заболевания. Ежедневно мы встречаемся и расстаемся, проживаем
радостные и не очень моменты, ссоримся и миримся. При этом мы
стараемся соблюдать культуру общения и поведения, прививать основные
культурные навыки детям.
Но,только вместе с вами мы сможем добиться максимально
положительного результата. Для того чтобы добиться максимально положительного результата, представляем вашему вниманию полезные советы по формированию культуры у детей. Культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere — возделывание, позднее
воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и
способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление
человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний) . Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать.
Культура — это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему
переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое
воздействие. Источником происхождения культуры мыслится человеческая деятельность,
познание и творчество. Ребенок вынужден усвоить ряд правил, необходимых для жизни в обществе. Эти правила вполне доступны ребенку и постепенно усваиваются им в процессе общения с другими людьми в повседневной жизни ребенка и становятся со временем привычками поведения и навыками. Не даром говорят «Посеешь привычку – пожнешь характер».
Воспитывать культуру поведения у детей необходимо: — по отношению к
взрослым, — отношение к сверстникам — культуре поведения в общественных местах: — правила бытовой культуры — положительное отношение к труду –
бережное отношение ребенка к природе и др. Для воспитания культуры поведения у детей нам необходимо самим быть
хорошим примером для него. Дети подражают взрослым, переносят
отношения в семье на отношения со сверстниками. Не стоит забывать про
режим дня ребенка. Исследования показывают, что в семьях, где соблюдает-ся режим дня, дети более уравновешены, меньше переутомляются, спокойно реагируют на замечания родителей, легче переносят обиды сверстников. В
семье должна царить атмосфера добра и спокойствия.
Как же прививать культуру поведения? Каждое правило поведения должно усваиваться постепенно. Сначала родители должны разъяснить его. Например, «если ты толкнул другого ребенка и не извинился, он подумает, что ты
специально его толкнул и обидится на тебя». Дети должны упражняться в выполнении правил поведения. Можно для этого специально создавать ситуации. Например, ребенку 2-3 лет мама напоминает о правиле поведения, предупреждает возможность нарушения. «Папа первый сел за стол ужинать и не забыл помыть руки перед едой. Мы с дочкой, конечно, тоже помоем ручки». В более старшем возрасте напоминания также присутствуют, но все реже и реже, так как считается, что ребенок уже с ними знаком. При воспитании культуры поведения у детей
обязательно нужно контролировать выполнение ребенком правил поведения, сопровождая его оценкой, положительной либо отрицательной. Отрицательная оценка, в любом случае, должна быть тактичной. Например, «не понимаю, как ты, такой хороший мальчик, мой помощник, мог обидеть
девочку! » — Когда ребенок сознательно совершил проступок — наказание
неизбежно. Например, «я не могу разрешить тебе играть с ребятами, так как ты грубо разговариваешь с ними. Поиграй один возле меня». Недопустимы наказания, оскорбляющие достоинство ребенка: категорически запрещено бить ребенка, обзывать, лишать еды, прогулки. Требования родителей к поведению ребенка должны быть в виде указаний, совета, но не запрета. Запрет-ный плод сладок, поэтому постарайтесь меньше пользоваться словом «нельзя». Завтра, когда Ваш ребенок проснется, скажите ему: «Доброе утро! » и …. не ждите ответа. Начните день бодро, а не с замечаний и ссор. — Не расставайтесь с ребенком в ссоре. Сначала помиритесь, а потом идите по своим делам. — Когда Вы браните ребенка, не употребляйте слов «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты… ». Ваш ребенок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня сделал чтото не так. Об этом и скажите ему. — Когда Вам хочется сказать ребенку: «Не лги, не ври, не обманывай», скажите лучше «Не обманы-вай», А еще лучше улыбнитесь: «Кажется, кто-то говорит
неправду». — Внушайте ребенку давно известную формулу психического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других! ». — В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, что они вечно неправы. Эти Вы научите уступать, признавать ошибки и поражения. — Когда ребенок выходит из дому, обязательно проводите его до дверей и скажите на дорогу: «Не торопись, будь осторожен». Это надо повторять столько
раз, сколько ребенок выходит из дому. — Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите этому качеству своего ребёнка. — Помните, что поведение — это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого! –
Как бы Вы не устали, постарайтесь поменьше жаловаться детям. Жалуясь,
Вы учите их жаловаться, а не жалеть. Попытайтесь, вызвать жалось, не к
себе, а к другим людям, родным и незнакомым. Не грубите и не скверносло-вьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребёнка. —
Не бойтесь извиниться перед кемто в присутствии своего ребёнка.
В этот момент вы ничего не теряете, лишь преобретаете уважение
своего ребёнка. — Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому,
к тем четырем стенам, в которых живет семья. Возвращаясь, домой, не забывайте сказать: «А всетаки, как хорошо
у нас дома!» Помните,
Вы — главный образец подражания для своего ребенка!
Информацию подготовила и разместила Паськова Т.И.