СХЕМА ТЕЛА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ И ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ
Сегодня многие специалисты, работающие с детьми, употребляют термин «схема тела». И часто мы говорим о том, что у многих она недостаточно сформирована, что может быть причиной последующих трудностей в обучении и развитии.
Схема тела – это обобщенное представление человека о своем физическом теле, его возможностях, соотношении и взаимодействии его частей между собой.
Схема тела это база самосознания, выделения человеком себя из окружающего мира – осознанность и произвольность психической деятельности. Это ядерное звено развития системы пространственных представлений и квазипространственных представлений, которые нельзя пощупать.
Что дает человеку сформированная схема тела?
- Репертуар навыков (бытовых, профессиональных, спортивных и пр.)
- Координированность, согласованность, четкость движений («моторный интеллект»)
- Успешное освоение окружающего пространства
- Нормализация уровня активации ребенка
- Развитие произвольного контроля, речи, памяти, внимания, умение преодолевать стереотипии в поведении
- Чувство уверенности в себе, коммуникативные навыки, раскрепощенность.
Это не просто праксис — произвольные движения и навыки, а это уже психологический, личностный успех ребенка.
Для того чтобы схема тела сформировалась (а созревает данный психический конструкт у ребенка примерно к 7 годам, хотя меняться может и в дальнейшем), у ребенка должен быть разнообразный сенсорный опыт, включающий и вестибулярные, и тактильные, и проприоцептивные (мышечно-суставные) ощущения. Современные дети меньше играют в подвижные игры, чем их ровесники 20-30 лет назад. Благодаря современной технике имеют мало опыта самообслуживания и помощи по хозяйству. К сожалению, это не идет на пользу познавательному развитию.
В результате нарушения формирования схемы тела у детей могут наблюдаться:
• Пространственные трудности.
Освоив внутреннее пространство (свое тело), ребенок начинает воспринимать внешнее. Ребенок с не зрелой схемой тела не может удержать строчку при письме, «зеркалит» буквы и цифры, плохо дружит со счетом, путает предлоги, плохо понимает категории времени и пространства (раньше, позже, в течение, до, после, выше, ниже, справа, слева и др.).
• Моторные трудности.
Если ребенок недостаточно чувствует тело – он не может совершить качественное движение, чаще всего это заметно в речи (нарушение звукопроизношения) и при совершении мелких движений (рисование, письмо, прием пищи).
• Гиперактивное поведение.
Это не прямое следствие, но, тем не менее: если у нас затекла какая-то часть тела, мы начинаем ею двигать, чтобы почувствовать; точно такой же механизм компенсации работает у ребенка: если он недостаточно хорошо чувствует свое тело, он совершает неконтролируемые движения, чтобы ощутить приток информации от рецепторов.
Поэтому в дошкольном периоде крайне важно уделять большое внимание развитию ребенка, которое идет от внутренних сенсорных систем и ложатся в основу схемы тела. А также включать в ежедневное расписание ребенка бытовые дела, которые предполагают взаимодействие с различными предметами (метелка, совок, тряпка, щетка, шнурки, вилка и нож, ключ и замок и т.д.).
Авторы книги «Формирование представлений о теле» Захарова И.Ю., Моржина Е.В. дают рекомендации родителям по следующим разделам:
- Развитие вестибулярных ощущений – ритмичные игры в одном темпе (раскачивание на гамаке, на фитнес мяче, в одеяле);
- Перемещение в пространстве на руках у взрослого (перекинув через плечо, прижать к своему боку);
- Игры на поверхностную чувствительность (поглаживание ребенка с называнием частей тела);
- Игры на глубокую чувствительность («медведь идет», «рельсы-рельсы»);
- Игры на подражание, игры на локализацию ощущений на теле («мишка косолапый», «Машу хвать за ушко!»);
- Игры на перемещение тела в пространстве, игры с материалами (сломать вермишель, пересыпать крупу, перелить воду, замесить тесто, перелезть, слезть, пролезть через туннель и т. д.).
Помимо этого, хочется выделить следующие увлекательные и полезные занятия:
- Игра на бросание и попадание в цель (в мишени, коробки, кольца, бадминтон, игра в городки)
- Прохождение «полосы препятствий», танцы и спортивные игры. Езда на велосипеде, самокате, освоение роликов, коньков.
- Малышам – качалки, гамаки, велобеги. Игры на свежем воздухе!
- Приобщение детей к домашнему труду (подметанию пола, мытью посуды, уборка с пылесосом, развешивание белья).
- Различные спортивные упражнения, игры со скакалкой, резинкой, классики, удержание равновесия, игры с мячом и др.
Игры типа «Куча-мала», «катание с ледяных гор», «хороводы и ручейки» и подобные, также служат формированию схемы тела, границ, расширению репертуара поведения. В них дети получаю эмоциональную разрядку, познают социальные нормы поведения, происходит энергообмен с окружающей средой. Дети в игре познают чувство боли, испытывают себя на прочность, ощущают свои границы и в дальнейшем получают навыки телесного взаимодействия с другими людьми (не навреди, не делай больно другому, бережное отношение). Таким образом, формируют свою схему тела через групповое взаимодействие.
Автор: учитель-дефектолог
Кузина Татьяна Викторовна