Консультация для родителей: «Как помочь ребенку запомнить графическое изображение цифр»
Дошкольное детство является важным и благоприятным периодом для развития математических представлений. От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит весь дальнейший путь математического развития ребенка. Существуют две важные причины, почему детей следует учить математике. Первая из них очевидна и менее важна: математические вычисления — это одна из высших функций человеческого мозга. Только человек обладает способностью к счету. В цивилизованном обществе его приходится использовать практически ежедневно. Вторая причина гораздо важнее. Детей следует учить считать как можно раньше, поскольку это будет способствовать развитию интеллекта. Когда мы употребляем слово «цифра», то имеем в виду символы, которые обозначают количество — 2 или 5, или 9. Когда же мы используем слово «число», то подразумеваем действительное количество самих объектов, которых может быть два, пять или девять. Именно в этой разнице — между восприятием количества с помощью символов и с понятием о действительном количестве предметов заключено преимущество детей перед взрослыми.Таким образом, именно в дошкольном возрасте педагоги начинают формировать у детей понятие «цифра».Выполнение математических заданий уже с самого начала по любым действующим программам требует использования разных знаково-символических средств (цифры, буквы, схемы), которые нигде не выступают специальным объектом усвоения. Опыт практической педагогики показывает, что если ребенок не получит хотя бы общих представлений об образном начертании числа, то его ожидают большие трудности в обучении начальной математике. Понятие о числе может возникнуть путём непосредственного восприятия. Точно также справедливо, что представление числа может возникать путём счёта или восприятия знака (цифры). Детей знакомят с цифрами с целью подготовки детей к школе, к вычислительной деятельности, развития умственных и математических способностей, развития умственной деятельности в целом). Цифра – это лишь символ, знак числа, и в этом ее главная роль. У детей необходимо сформировать умение узнавать цифру и соотносить с количеством предметов. Перед тем, как приступить к непосредственному изучению цифр, научите ребенка считать. И вот после того, как малыш с легкостью станет произносить ряд од одного до десяти, приступайте к новому этапу изучения цифр.Трудно сказать, какой возраст наиболее подходит для этого дела. Каждый ребенок индивидуален и интерес просыпается в разном возрасте. Кто-то уже в год считает, а кому и в пять лет трудно отличить четверку от семерки. Важно показать, как эти цифры выглядят. Это могут быть картинки, карточки, игры. После того, как произошло знакомство с новой цифрой, нужно стараться всячески закреплять полученные знания: вместе с ребенком находить знакомые цифры на окружающих предметах — на страницах любимых книг, на номерах домов, на дверях квартир, но почтовых ящиках, на номерах машин и так далее. К пяти годам ребенку вполне по силам освоить числа до 10 и выучить цифры. Но старайтесь добиться того, чтобы малыш не просто заучил названия и последовательность цифр, а также имел представление о том, какое количество предметов обозначается той или иной цифрой. Например — четыре шарика, четыре яблока или четыре щенка обозначаются одной и той же цифрой – 4. Ребенку нужно помочь уловить взаимосвязь между количеством предметов и соответствующей цифрой. Очень часто бывает так, что малыш прекрасно считает от 1 до 10. Но самостоятельно найти цифру никак не может. Графический образ цифры для него – это сложное абстрактное понятие. Очень часто малыши путают цифры, немного похожие друг на друга, например 6 и 9, 8 и 3, 4 и 7; цифры, схожие по звучанию: 7 и 8, и эту проблему ни в коем случае нельзя упускать. Любой педагог подтвердит, что самым действенным способом запоминания нового материала для детей послужат игровые занятия по математике. Один из самых эффективных и любимых учениками технологий запоминания — «ожившие цифры». Метод создан еще в Античности. Его суть заключается в том, чтобы связать каждую цифру с одним или несколькими запоминающимися, сходными с ней изображениями – образами. На что похожа цифра? Запомнив эти образы, вы можете использовать их в дальнейшем. Во избежание путаницы менять их не рекомендуется. Самый верный способ «оживить» цифры – подобрать несколько ассоциаций. Очень полезно считать. Считаем пальчики, используя различные стишки и потешки. Метод хорош ещё и тем, что его можно использовать с самого раннего возраста. Считаем ступеньки. Играем в настольные игры с фишками и кубиком. В таких играх тоже присутствует счёт и визуальное количество точек на кубике. Используем «считалки» в которых есть счёт до пяти-десяти для различных игр, чтобы определить кто будет первым ходить. Считаем всё! Считать можно голубей на улице, книжки на полке, любимых кукол или машинки, сколько ложек вымыла мама, сколько мороженого купил папа и т.д.
Обращаем внимание на цифры везде, где это можно увидеть: номер дома, страницы и т.д.
Также можно использовать следующие приёмы:
— выкладывание цифр из подручных материалов (мозаики, семечек, пуговиц, косточек)
— прописывание по графическому знаку, уже напечатанном на листе. Можно сделать это пальчиком, локтем, пяткой. Чем больше в процессе будет задействованы двигательные ощущения, тем лучше.
— создание графического изображения цифр с помощью шнурка, шерстяных ниток разной толщины.
— лепка цифр из пластилина.
— прописывание цифр на песке, манке. Можно это делать пальчиком или палочкой.
Предлагаю Вашему вниманию игры, которые можно использовать для запоминания графического изображения цифр:
Игры с цифрами
Цифры на ощупь. Приготовьте вырезанные цифры разных размеров и обклейте их бархатной или наждачной бумагой. Приготовленные цифры сложите в коробочку или непрозрачный мешок. Ребенок должен обследовать цифру пальцами, не глядя на нее и угадать, как она называется.
Найди пару. На альбомном листе бумаги нарисуйте или наклейте вразброс цифры разного цвета и размера. Из этого разнообразия цифр ребенок должен найти одинаковые, несмотря на отвлекающие признаки.
Цифры на спине. Взрослый рисует пальцем на спине ребенка задуманную цифру. Задача ребенка угадать цифру. Потом можно поменяться ролями.
«Картонные цифры» Для этой игры надо будет заранее вырезать цифры из картона. Малыш закрывает глазки, берет одну картонную цифру и на ощупь угадывает, что же это за цифра. «Выложи по порядку» Это упражнение помогает запомнить числовой ряд и ориентироваться в нем. Предлагается разложить цифры по порядку от 0 до 9. Можно дать следующие задания: -какое число стоит за числом 5? — какое число стоит перед числом 8? — какое число стоит между числами 5 и 7? — назовите соседей числа 8.
«Путаница«Цифры раскладываются на столе или на доске. В тот момент, когда дети закрывают глаза, их меняют местами. Дети находят изменения и возвращают цифры на свои места.
«Какой цифры не стало» или «Что изменилось?» В этой игре убираются 1 – 2 цифры. Дети не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему.
«Чудесный мешочек» На ощупь надо определить, какая цифра, можно посчитать цветочки на каждой цифре, выложить по порядку, найти соседей и т. д.
«Цифры спрятались»
Игры с пальцами
Сколько пальцев. Показывайте ребенку разное число пальцев на руке или на двух руках (остальные загнуты). Ребенок должен найти, показать и назвать цифру, соответствующую количеству пальцев.
Состав числа. Определитесь, состав, какого числа будете учить, например состав числа четыре. Взрослый показывает несколько пальцев на руке, например 3, ребенок должен показать 1 палец. При этом ребенок должен назвать число пальцев, которое показал взрослый и число пальцев, которое показал он сам, а также, какое число получится.
Считаем пальцы на руке. Ребенок считает и загибает пальцы на одной руке, затем разгибает, начиная с последнего, и считает в обратном порядке. Затем считает на двух руках.
«Сосчитай и подбери цифру» в таких играх «Посади жука на цветок», «Подбери ножку к мухомору», «Собери яблоко.Закрепляет знания цифр, соотносит их с числом предметов.
«Считай, не ошибись» Помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнению в прямом и обратном счёте. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры ведущий договаривается, в прямом или обратном порядке будут считать. Бросает мяч кому-то из играющих и называет число. Тот. Кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра должна проводиться в быстром темпе и задания повторяются много раз.
«Математическое лото», «Найди заданные цифры, сосчитай, закрась указанным цветом.»
Также не стоит забывать и стихи (С.Я.Маршак, Г. Виеру, В.Волина, В. Бакалдин.)
Почитайте или выучите наизусть эти забавные стихотворения и, возможно, обучение пойдет быстрее и легче.
Информацию подготовила: Шишкина О.Н.