Трудовое воспитание в семье и в детском саду
Известно, что наиболее эффективным методом обучения детей является собственный пример. «Пример лучше правила», «Добрый пример лучше ста слов»- говорили наши предки.
Родители всегда старались использовать и поощрять стремление ребенка научиться делать так, как «взрослые». Сам труд входит в жизнь ребенка как плавное, логическое развитие игры.
У ребенка с малых лет вырабатывали привычку работать, давали некую жизненную «установку на труд», «маленькое дело лучше большого безделья». Причем старались нагрузить ребенка не абы какой работой, а именно полезным, делом, чтобы он понял нужность своего участия.
Вы хотите видеть своего ребенка сильным, выносливым и закаленным — тренируйте его в разнообразном физическом труде.
Вы хотите видеть его умным и образованным — заставляйте его ежедневно выполнять посильные трудности в умственной работе.
Вы хотите видеть его всегда веселым и жизнерадостным — не дайте ему закиснуть в праздности и погрузиться в лень.
Вы хотите, чтобы Ваш ребенок имел непоколебимую волю и мужественный характер — не скупитесь на трудные задания, заставляйте его почаще напрягать свои силы и направлять их на достижение цели.
Вы желаете, чтобы Ваш ребенок был чутким и отзывчивым, чтобы он был хорошим товарищем и верным другом — создайте условия, при которых он ежедневно работал бы вместе с другими и повседневно учился помогать людям.
Вы хотите, чтобы Ваш ребенок был счастливым человеком — научите его различным видам деятельности, сделайте его трудолюбивым.
Воспитание есть цепь непрерывных усложняющихся упражнений в разнообразных видах труда!
Труд — важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства.
Трудовое воспитание – система формирования у каждого ребенка трудолюбия и трудовых навыков. А также стремление обучаться труду.
Главная цель трудового воспитания дошкольников — формирование бережного отношения к любому труду и четкое представления о трудовой деятельности взрослых.
В связи с данной целью государственный стандарт выделяет следующие основные задачи:
- формирование четких представлений о взрослом труде и важности труда в жизни;
- формирование необходимых для трудовой деятельности знаний, умений и навыков;
- воспитание уважительного отношения к любому труду.
В детском саду мы учим детей нескольким видам труда:
- самообслуживание;
- хозяйственный труд;
- труд природный;
- ручной труд.
Систематическое включение детей в трудовую деятельность позволяет воспитывать привычку к труду. Вначале под наблюдением, а затем и самостоятельно, дети стараются поддерживать порядок в групповой комнате, на участке, и принимают активное участие в трудовой деятельности.
Конечно, трудовым воспитанием нужно заниматься не только в детском саду, но и дома. Предлагаю Вам несколько рекомендаций по трудовому воспитанию дома:
- не запрещайте ребенку помогать вам;
- превратите домашнюю работу в игру;
- доверьте ребенку выполнять определенные вещи;
- наблюдайте за трудом взрослых;
- говорите детям, что каждый труд очень важен и что его нужно беречь;
- объясняйте ребенку, что вы от него хотите;
- закрепите за ребенком его обязанности по дому (посильные ребенку, например – заправлять свою кровать)
- не забываем хвалить ребенка!
- не забывайте, что родители всегда являются примером для детей.
- обсуждайте с ребенком пословицы о труде:
- Без труда нет плода.
- Воля и труд дивные всходы дают.
- Маленькое дело лучше большого безделья.
- Советы хорошо, а дело лучше.
- Поспешишь — людей насмешишь.
- Не спеши языком — торопись делом.
- Умелые руки не знают скуки.
- Дело мастера боится.
- Сделал дело — гуляй смело.
- Скучен день до вечера — коли делать нечего.
- Что на месте лежит, то само в руки бежит.
- В деле не сила нужна, а умение.
Успехов Вам в воспитании ваших детей!
Информацию подготовила воспитатель подготовительной группы Дерышева Надежда Валерьевна