Русские народные игры в семье

Консультация для родителей

«Русские народные игры в семье»

21 век внёс свои коррективы в воспитание современных детей. В нашем обществе дети большую часть времени проводят за компьютерными играми и телевизором, что не лучшим образом сказывается на их здоровье. Позабыты всеми любимые дворовые игры, в том числе и народные. А ведь они помогают подрастающему ребенку обрести силу, ловкость, выносливость, развивают смекалку, фантазию, умение логически мыслить.

Кто из взрослых в детстве не играл в «Фанты», «Испорченный телефон», «Колечко-колечко»,  «Летает – не летает»!

 Эти и многие другие народные игры незаслуженно позабыты. А ведь они несут в себе хорошее настроение, радость и много юмора. В них есть задор соревнования по придумыванию смешных нелепиц, каламбуров, смешных жестов и заданий для «выкупа» фантов. И что самое главное, шутки и дразнилки в этих играх воспринимаются детьми спокойно, так как юмор и шутки в играх безобидны. Доброжелательная атмосфера, царящая во время таких игр с друзьями или взрослыми, воспитывает больше и лучше, чем порицание, нравоучение и наказание. Эти игры незаменимы во время семейного отдыха, праздника, прогулок.

В любой игре важны правила, которые необходимо соблюдать всем участникам игры. Когда вместе с детьми играют родители на равных условиях, эмоциональный контакт между ними укрепляется, теплее и доверительнее становятся отношения.

Для  игр не нужно специального и дорогостоящего оборудования, поэтому в них можно играть в любое время и в любом месте.

Дома во время плохой погоды можно играть в спокойные вышеназванные игры. Детям понравится играть в «Чепуху», «Холодно-горячо», «Крестики-нолики», «Морской бой».

Эти игры не только веселые, они помогут развить у ребенка внимание, память, быстроту реакции. Да и взрослым они помогут снять напряжение после трудового дня.

На улице хорошо играть в подвижные игры с мячом, скакалкой. Вспомните наши

«Пятнашки»            («Салочки»,          «Горелки»),          «Прятки»,         «Змейка»,         «Собачки»,

«Классики», «Вышибалы» и другие.

Если взрослые любят отдыхать большими компаниями с детьми, друзьями и родственниками на даче, в походах, на природе, то целесообразно играть в игры с большим   количеством   участников,   такие,   как   «Золотые   ворота»,   «Ручеек», «Палочка-выручалочка», «Жмурки».

В этих играх водящего выбирают с помощью считалки. Считалки быстро запоминаются детьми, особенно смешные. При разделении на команды участники игры договариваются между собой, выбирают капитанов, придумывают названия своим командам. При установлении очередности можно использовать жребий. Для этого один из игроков зажимает в кулаке какой-либо небольшой предмет (камешек, пуговицу, спичку, соломинку и т.п.), а другой пытается угадать, в какой руке спрятан предмет. Если угадал – начинает игру его команда.

Все игроки неукоснительно соблюдают правила игры, а ребенок учится не нарушать правила, старается контролировать свое поведение во время игр, учится достойно переживать проигрыш.

Игры со взрослыми, с родителями – это большая радость для ребенка, ведь совместное времяпрепровождение обогащает семейный досуг, создает радостную, праздничную атмосферу, повышает авторитет родителей и сближает их с детьми.

Народные игры придуманы для того, чтобы помочь детям не только весело провести время, но и научиться общению, взаимовыручке, дружбе, честности, чтить  традиции.

В помощь молодым родителям народные игры и правила:

 Колечко — колечко

Все сидят на лавочке. Выбирается водящий. У него между ладошек лежит колечко или другой маленький предмет. Остальные держат свои ладошки сомкнутыми. Водящий с колечком обходит всех и будто бы кладет им колечко. Но кому он положил, знает только тот, кому колечко попало. Другие должны наблюдать и догадаться, у кого находится этот предмет. Когда водящий скажет: «колечко- колечко, выйди на крылечко», тот, у кого оно есть, должен выскочить, а остальные, если догадались, задержать его. Если удалось выскочить, он начинает водить, если нет — водит тот, кто задержал. Задерживать можно только локтями, так как ладони  остаются сомкнутыми.

Золотые ворота

Эта игра отличается большой динамичностью и рассчитана не столько на ловкость ее участников, сколько на их везение. Правила «Золотых ворот» следующие: два игрока становятся напротив друг друга и соединяют руки таким образом, чтобы получились ворота. Остальные участники берутся за руки и по очереди проходят через них. Игроки, составляющие ворота при этом напевают:

Золотые ворота Пропускают не всегда!

 Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

После того, как заканчивается песня, они опускают руки, и те игроки, которые попались, также становятся воротами. Таким образом, постепенно уменьшается цепочка участников. Игра заканчивается в тот момент, когда все становятся

«воротами».

Поймай рыбку

Чтобы победить в этой игре, нужно обладать хорошей реакцией и скоростью. Смысл этой забавы в том, что участники образуют круг, в центре которого стоит «вода» с веревкой и вращает ее по полу вокруг своей оси. Задача участников — подпрыгивать над веревкой. Тот игрок, который зацепится за нее, выбывает из игры.

Краски

Это подвижная и веселая игра. Согласно ее правилам, нужно выбрать двух участников: «монаха» и «продавца». Другие игроки становятся в шеренгу, а продавец говорит им шепотом любой цвет. После этого, происходит следующий диалог:

Монах заходит в магазин красок и говорит продавцу:

  • Я монах в синих штанах, пришел за краской. — За какой?

Монах называет цвета (например, красный). В случае, если такого цвета нет, продавец отвечает:

  • Нет такой! Скачи по красной дорожке, на одной ножке, найдешь сапожки, поноси, да назад принеси!

При этом, монаху дается задание: пройтись уточкой или попрыгать на одной ноге. Если, такой цвет есть, то продавец отвечает:

  • Есть такая! — Сколько стоит? — Пять рублей

После этого монах хлопает по ладони продавца пять раз. Как только прозвучал последний хлопок, участник — «краска» вскакивает и бежит вокруг шеренги. Если монах его догоняет, то сам становится «краской», а тот, кого поймали, становится на его место.

Гуси-лебеди

Эта забава для тех, кто любит активные игры. Ее смысл состоит в том, что из всех участников выбирается два волка и один вожак. Все остальные становятся гусями. Вожаку нужно находиться на одной стороне площадки, а лебедям на другой. Волки стоят поодаль «в засаде». Вожак произносит следующие слова:

  • Гуси-лебеди, домой!
  • Зачем?
  • Бегите, летите домой, стоят волки за горой!
  • А чего волкам надо?
  • Серых гусей щипать да косточки глодать!

Когда закончится песня, гуси должны добежать до вожака и постараться не быть пойманными волками. Те, кого поймали, выходят из игры, а остальные возвращаются обратно. Игра заканчивается тогда, когда будет пойман последний гусь.

Горелки

Эта игра была очень популярной в старину. Она прекрасно развивает внимание и скорость. Смысл ее заключается в том, что игроки в количестве 11 человек выбирают воду, а затем разбиваются на пары и образуют колонну. «Вода» становится спиной к участникам и не смотрит назад. Перед ним в двадцати метрах рисуется линия.

Участники напевают следующую песню:

«Гори-гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо: Птички летят, Колокольчики звенят!»

После ее окончания, последняя пара разъединяет руки и бежит по разные стороны от колонны к «воде». Поравнявшись с ним, они кричат: «Раз, два, не воронь, беги, как огонь!». После этого, «вода» начинает гнаться за этой парой и должен «засалить» одного из них, до того, как они добегут до линии и возьмутся за руки. Если ему это удалось, то он становится в пару с оставшимся участником, а тот, кого догнали выполняет обязанности «воды». Если догнать не удалось, то пара становится во главу колонны, а «вода» продолжает «гореть».

Эта игра отличается тем, что в нее можно играть очень долго, пока участники не устанут.

Растеряхи

Дети, принимающие участие в этот игре, становятся в один ряд, берутся за руки, образуя тем самым цепочку. По правую сторону цепочки назначается вожак, который по команде начинает бег со сменой направления и вся цепочка начинает движение за ним. Однако никто кроме вожака не знает направления движения, поэтому достаточно сложно удержать равновесие и не разъединить цепочку. Чем дальше игрок находится от вожака, тем ему сложнее удержать равновесие, не упасть или не разорвать цепь.

12 палочек

12 палочек – игра, в которой могут принимать участие большое количество детей. Важным условием ее проведения, является местность, на которой она проводится. Должно быть много кустов, деревьев или иных укрытий, так, чтобы была возможность спрятаться. Все игроки должны знать друг друга по именам. Для игры потребуется доска длиной около 50-80 сантиметров, 12 коротких палочек (длина около 15 сантиметров) и круглое бревнышко. Доска кладется на бревнышко, а палочки на один край доски. Получается конструкция, похожая на качели.

Из всех игроков, выбирается водящий. Он закрывает глаза, считает, например до 20-ти. Все остальные игроки должны спрятаться. Палочки лежат на бревнышке. Водящий должен найти игроков, но, не забывая о палочках. Как только он кого-то находит, то должен назвать имя игрока, подбежать к доске и ударить ногой по

противоположному от палочек концу, так, чтобы они разлетелись, после чего может прятаться, а водящим становится тот, кого нашли. Игра продолжается дальше.

Если водящий далеко ушел от доски с палочками, то кто-то из тех, кто прячется, может подбежать и ударить по доске, так, чтобы палочки разлетелись. В этом случае, водящий должен собрать палочки и лишь потом, идти искать других участков игры.

Мороз — Красный нос

По краям игровой площадки очерчиваются границы двух «домов». В одном из них собираются игроки. Водящий, т.е. Мороз — Красный нос, встает посреди площадки и говорит:

Я Мороз — Красный нос, всех морожу без разбора.

Разберусь со всеми скоро, кто сейчас решится в дальний путь пуститься!

Играющие  в ответ скандируют:

Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз!

И тут же бегут в противоположный «дом». Мороз пытается их догнать и «заморозить».

Те, кого он успевает коснуться рукой, замирают на месте.

По      окончании      перебежки       они     либо     выбывают      из    игры, либо         остаются       в

«замороженном» положении на последующие туры. Выигрывает тот, кто останется  последним, избежавшим прикосновения Мороза.

 Дружинина Т.Б., музыкальный руководитель

Читайте также: