Роль пословиц и поговорок в развитии дошкольников
Велика роль пословиц и поговорок в воспитании и развитии детей. Они невелики по объёму, но ёмки по смыслу. Это не только отличный дидактический материал для развития речи, но и средство развития кругозора, памяти и мышления, нравственного самосознания. Вначале рекомендуется знакомить детей с более лёгкими пословицами о явлениях природы, погодных условиях, например, «сентябрь холоден, да сыт», затем переходить к более сложным темам: человеку, его нравственным ценностям, например, » Труд кормит, а лень портит». Вначале разбираем незнакомые слова, если они есть. Например, пословица » Не велик боровик, да знатен». Уточняем, что означает слово » знатен», потом через некоторое время просим объяснить ребёнку это слово своими словами. После того, как дети поняли значение слов, разбираемся со смыслом и значением. Помогаем ребёнку самому докопаться до верного ответа, не говорим сразу правильный ответ.
Пример диалога: «Не руби сук, на котором сидишь»:
Взрослый: О чем говорится в этой пословице?
Ребёнок: О том, что нельзя рубить деревья.
Взрослый: Не совсем так. Представь, что ты залез на дерево, на ветку и начинаешь её рубить. Что случится?
Ребёнок: Ветка обломится и упадёшь.
Взрослый: Верно. Выходит, что если будешь рубить ветку, то себе навредишь. (Да)
Так чему учит пословица?
Ребёнок: Не надо вредить самому себе.
Взрослый: Всё верно, молодец!
Такой разбор пословицы помогает развивать у ребёнка аналитическое, ассоциативное и логическое мышление.
Это также повышает интерес к русской речи, уважение к родному языку, оказывает воспитательное воздействие на морально-нравственные качества личности, активизирует познавательную активность. Хорошо подобранные пословицы помогают установить контакт с ребёнком, вызывают положительные эмоции. Таким образом, пословицы и поговорки оказывают большое влияние на развитие ребенка, имеют важное значение для подготовки детей к школе.
Материал подготовила воспитатель Амирханян Светлана Викторовна.