Рекомендации родителям по развитию самостоятельности младших школьников
- Предоставьте ребенку возможность выбора
• Хочешь надеть синий свитер или зеленый?
• Я знаю, что лекарство горькое. Хочешь запить его яблочным соком или заесть ложкой меда?
• В квартире не играют в мяч. Ты можешь выйти поиграть на улицу или заняться чем-нибудь другим.
• Сейчас наше с папой время, а для тебя пришло время спать. Но ты можешь пойти спать сейчас или немного поиграть в своей комнате и позвать меня, когда ляжешь в кровать, чтобы я поцеловала тебя на ночь.
- Уважайте попытки ребенка справиться с трудностями
Принято считать, что фраза “Это же так просто!” ободряет ребенка. Позволю себе с этим не согласиться. Наоборот, если мы признаем, что задача, стоящая перед ребенком, совсем не проста, мы поддержим его в случае неудачи и дадим ему возможность гордиться собой, если он справится. Вместо того, чтобы давать советы, подразумевая “ты не справишься сам, делай, как я говорю”, попробуйте подсказать “иногда помогает, если…”: «Эту бутылку непросто открыть. Иногда помогает, если надавить на пробку ладонью и одновременно поворачивать ее».
- Не задавайте слишком много вопросов
Мы считаем, что подробно расспрашивать ребенка “Что было в школе? Как написал контрольную? Как с ребятами?” значит проявлять интерес к нему, ведь «хорошие родители» всегда так поступают. Но порой мы с удивлением обнаруживаем, что безо всяких вопросов готовы ребенок сам начинает нам рассказывать о своей жизни, если мы готовы внимательно выслушать его.
- Не торопитесь отвечать
Ребенок засыпает нас вопросами: «Что такое радуга? Можно ли родить ребенка обратно? Почему люди не делают только то, что им хочется? А обязательно учиться в школе?»
Обычно ребенок уже подумал на эту тему, прежде чем задать вопрос. Мы можем поддержать умение самостоятельно мыслить, если предоставим маленькому философу возможность высказать свое мнение и порассуждать вволю. У нас еще будет время дать ему четкий и правильный ответ. Но отвечая сразу, мы лишаем ребенка возможности думать и рассуждать. Попробуйте стимулировать этот процесс наводящими вопросами типа «А как ты сам думаешь?» Можно перефразировать вопрос:” Почему люди не всегда могут делать то, что им хочется?» — это тоже может заставит ребенка задуматься. Можно подтвердить, что вопрос непростой:” Ты задаешь очень важный вопрос — философы думают над этим уже много столетий”.
Не торопитесь отвечать. Поиск решения может быть важнее, чем само решение.
- Поощряйте ребенка самостоятельно находить решение
Можно посоветовать поискать ответ в энциклопедии, найти книгу в библиотеке. В зоомагазине могут ответить на вопрос о домашних животных. Зубной врач лучше вас объяснит, почему и как нужно чистить зубы. В интернете тоже можно найти много нужной информации. Научите ребенка использовать все эти источники.
- Не убивайте надежду
Дети получают большое удовольствие, фантазируя, мечтая, строя планы на будущее. Пытаясь защитить их от разочарований, мы можем лишить их важных переживаний. Пусть мечтают стать космонавтами или депутатами Кнессета, великими путешественниками и открывателями новых земель. Мы можем с интересом выслушать их, посоветовать, что почитать, задавать вопросы и вместе мечтать.
- Откажитесь от мелочной опеки и постоянного вмешательства в дела ребенка
Перестаньте поправлять волосы, которые лезут в глаза, заправлять рубашку в штаны, указывать на развязавшиеся шнурки. Часто ребенок воспринимает это как вторжение в его внутреннее пространство.
8. Не говорите о ребенке в третьем лице в его присутствии
— Она у меня такая слабенькая — все время болеет…
— Ее все любят, все девочки вокруг хотят с ней дружить…
— В первом классе ему тяжело давалась математика, но сейчас он выправился…
9. Пусть ребенок говорит сам за себя
Если в присутствии ребенка вас спрашивают, нравится ли ему в школе, как он относится к новорожденному братику и почему не играет новой игрушкой, единственный уважительный ответ с вашей стороны: “Пусть он сам вам ответит”.
10. Уважайте намерения ребенка
Иногда ребенок очень хочет что-либо сделать, но физически или эмоционально он еще к этому не готов.
• Хочет перестать сосать палец, но когда устает, палец так помогает!
• Хочет пользоваться туалетом как взрослый, но у него не всегда получается.
• Хочет скатиться с горки, но, забравшись наверх, пугается.
Вместо уговоров, увещеваний, подталкивания, или даже прямого насилия мы можем выразить уверенность, что он сделает это сам, когда будет готов.
11. Сократите количество «нет»
“Нет” воспринимается ребенком как покушение на его самостоятельность, как призыв к «битве». Дети мобилизуют всю свою энергию, чтобы противостоять нашему “нет”. Просто хорошенько подумайте, прежде чем отказать: так ли уж принципиально важно не разрешить ребенку то, чего он просит, или можно найти разумный компромисс, предоставив возможность выбора самому ребенку.
Материал подготовила: Молчанова Е.В.