Рекомендации для родителей медлительного, леворукого ребенка, ребенка с СДВГ или СДВ.
У большинства обучающихся с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость или отсутствие мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности.
Для появления учебной мотивации важно создать ситуацию успеха у ребенка. Регулярное поощрение даже за незначительные успехи, своевременная и тактичная помощь, развитие веры в собственные силы, позволят в щадящем режиме адаптироваться ему к школе.
Результаты обучения зависят не только от того, способен или не способен ученик решить поставленную перед ним задачу, но и от того, насколько он уверен в том, что может решить ее.
Важно помнить, что стресс усиливает у ребенка морфологические изменения в развитии мозга, что приводит трудностям в обучении.
Рассмотрим некоторые особенности создания благоприятного фона в процессе обучения для медлительных, леворуких, детей с СДВГ и СДВ.
Стоит помнить, что медлительность – не патология, а индивидуальная особенность организация нервной системы.
Даже небольшая степень медлительности сильно снижает шансы ребенка на школьные успехи. Помощь взрослого такому ребенку необходима с первых дней в школе.
У этих детей медленнее темп речи, движений, низкая скорость деятельности, письма и чтения. Медлительного ребенка нельзя заставить сделать это быстрее. Низкий темп чтения и письма у такого ученика может быть ниже нормы, но это не должно настораживать.
Однако, при норме интеллекта, качество запоминания материала в своем темпе у медлительного ученика может быть очень высоким и более глубоким, чем у одноклассников.
Быстрая перестройка с одного вида деятельности на другой сложна для ребенка.
Перед новым заданием у них может быть свой «ритуал» (перебирание предметов, микродвижения и т.п.), который позволяет переключиться на новое задание. Торопить в таких ситуациях не только бесполезно, но и вредно, т.к. со временем это может стать пусковым механизмом для возникновения неврозоподобных расстройств. Напряжение лишь усиливает медлительность ученика.
При быстром темпе выполнения заданий у медлительных детей сильно страдает качество.
В условиях постоянной нехватки времени, они начинают:
— выполнять все задания, но нарушается качество, увеличивается количество ошибок;
— реагировать только на часть задания, хотя по инструкции должны выполнять все.
Это нарушает весь процесс формирования навыков.
Хронический дефицит времени для таких детей – сильно действующий психотравмирующий фактор, который приводит к ухудшению здоровья.
В последнее время стали нередко встречаться учащиеся СДВГ и СДВ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью и синдром дефицита внимания).
Родителям необходимо знать, что СДВГ – нарушение психического здоровья. Ребенок не НЕ ХОЧЕТ, а НЕ МОЖЕТ изменить свое поведение по желанию взрослых. В этом случае необходимы не только специальная тактика работы, но иногда и лечение у невролога, помогающее справиться с проблемами.
Учащимся с СДВ и СДВГ сложно выполнить большинство заданий не по тому, что они неспособны их выполнить, а не могут самостоятельно организовать, регулировать и анализировать свои действия.
В каждом конкретном случае родителю важно подбирать «ключики» к конкретному ребенку.
Родителям учащихся с СДВГ или СДВ рекомендуется.
1.Быть терпеливым и тактичным, не допускать (даже в критических ситуациях) крик и раздражение. Это бессмысленно. Ребенок перестанет реагировать и в дальнейшем будет обращать внимание только на крик взрослого. Станет появляться нежелательное поведение.
2. Сохранять позитивную интонационную окраску в голосе даже при критике. Не так важно, что говорится, как то, как это делается (жесты, мимика, интонация).
Если слово «НЕТ», то обязательно необходимо объяснить – ПОЧЕМУ.
3.Не разговаривайте с ребенком между делом, показывая всем своим видом, что он отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Объясните, если не можете отвлечься, что обязательно уделите внимание позже.
4. На рабочем столе при выполнении домашнего задания должен быть минимум принадлежностей.
5. Научите ребенка обращаться за помощью. Часто дети просто не знают, как это сделать.
6. Помните, что ребенок с СДВГ схватывает только внешние проявления ситуации, отсутствует внимание к деталям. Следовательно, это может негативно сказываться на поведении.
7. Используйте тактику привлечения внимания. Это поможет ребенку состредоточиться:
— контакт «глаза в глаза»;
— система жестов или действий (прикосновение к руке, поглаживание по плечу);
— создание условий, способствующих спокойной работе (снять внешние раздражители).
Общие рекомендации при выполнении домашних заданий с медлительными детьми и детьми с СДВ (СДВГ).
- Речь должна быть четкой, спокойной, неторопливой, тон доброжелательным.
- Четко организовать режим дня дома.
- Отсутствие на рабочем столе или в доступности отвлекающих раздражителей (предметов, звуков);
- Подбадривание и поддержка по ходу выполнения задания – это придает ребенку уверенность и стимулирует продолжение качественной работы.
- Помнить, что эмоциональное утомление или пресыщение снижают уровень работоспособности ученика, а при смене мотивации меняется и темп деятельности ученика.
- Оценивая выполненную работу, обязательно отметьте, что сделано правильно, хорошо, обратите внимание на ошибки и помогите исправить.
- Избегайте слов: «Неправильно», «Не стараешься» и т.п.
Эффективнее говорить : «Попробуем сделать еще раз», «У тебя все получится».
Еще одна категория учеников, у которых возникают школьные трудности при нерационально организованном процессе обучения – это леворукие дети.
Леворукость — это индивидуальный вариант нормы. Эффективность обучения этих детей письму и чтению будет зависеть от особенностей развития каждого ребенка и соответствия условий обучения их возможностям.
Существуют некоторые рекомендации в период формирования навыков чтения и письма у леворуких детей.
При обучении письму НЕОБХОДИМО детальное рассмотрение и осознанное написание каждой буквы.
- Рекомендуется проговаривание при письме (для усиления контроля к звуко-буквенному анализу).
- Правильный захват ручки (около 3 см от стержня), иначе движения скованы и следствие — резкое ухудшение качества письма и быстрое утомление. Обращать внимание на способ держания ручки (как продолжение руки).
- Все популярные сейчас насадки на ручки для леворуких детей увеличивают мышечное напряжение. НЕ РЕКОМЕНДУЮТСЯ.
- Правильное положение тетради при письме (наклон тетради вправо).
- Не ТОРОПИТЬ! Несформированность нервно-мышечной регуляции, несовершенство координации движений не позволяют ученику выполнить действия быстрее. Более длительная пауза между написанием элементов букв необходима.
- Меньше внимания уделять каллиграфии.
- Помнить, что мышцы при письме утомляются через 3 минуты.
Родителю важно своевременно помочь преодолеть возникающие школьные трудности у ребенка, которые приводят в дальнейшем к неуспеваемости.
Следует учитывать сниженный уровень работоспособности, низкую концентрацию внимания, высокую истощаемость детей с вышеописанными особенностями развития.
К каждому ребёнку необходимо подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющиеся нарушения.
Уважаемые родители, не спешите получить результат! Успех придет, если ребенок будет доверять вам и будет уверен в себе.
Материал подготовила: учитель-дефектолог высшей категории – Разепина Наталья Владимировна