Развитие зрительного восприятия с помощью зашумленных картинок
Навык качественного чтения и письма зависит от состояния зрительного восприятия и внимания ребенка. Зрительное внимание и восприятие – необходимые качества для успешной учебной деятельности. Чем лучше ребенок распознает зрительные образы, тем лучше и быстрее он овладеет письмом и чтением.
Период дошкольного детства является периодом интенсивного развития восприятия.
Одним из средств развития зрительного восприятия являются зашумленные картинки, использование которых помогает развивать не только зрительное восприятие, но и обогащать словарь, совершенствовать звукопроизношение, развивать грамматический строй речи.
Зашумленные картинки представляют собой контуры наложенных друг на друга геометрических фигур и предметов.
Зашумлённые картинки пришли на помощь детям из военной практики. Методика была разработана немецким психологом Вальтером Поппельрейтером в 1917 году для работы с военными, получившими черепно-мозговые травмы во время Первой мировой войны. Проба Поппельрейтера направлена на распознавание контурных, перечеркнутых, наложенных друг на друга, перевёрнутых изображений, для изучения зрительных нарушений у солдат.
Зрительно воспринимаемый предмет или его изображение, как правило, является комплексным зрительным раздражителем, для правильного восприятия которого необходим ряд условий:
• рассматривание объекта;
• выделение его существенных признаков;
• установление отношений этих признаков и синтез их в известные группы, которые определяют конечноевосприятие зрительного объекта;
• торможение признаков, которые не имеют существенного значения.
Анализ зашумлённых картинок
Цель дидактической игры: узнавание предметов по их контурам среди нескольких наложенных изображений.
Покажите ребенку несложный рисунок с контурами четырёх предметов, лежащих поверх друг друга.
Инструкция: рассмотри картинку, а потом назови всё, что здесь нарисовано. Когда предмет ребёнком узнан, предложите обвести его пальчиком.
Обратите внимание! Соскальзывает ребенок при обведении контура предмета на другие изображения или нет. Соскальзывание – это минус зрительному восприятию.
Если ребёнок обвёл предмет правильно, но затрудняется его назвать, то это не ошибка восприятия, а скорее, признак педагогической запущенности.
Работать с зашумлёнными картинками надо от простого к сложному.
Варианты игры с наложенными изображениями:
1. Найти и выделить среди овощей – фрукт или, наоборот, фрукт среди контуров овощей.
2. Найти и выделить среди контуров домашних животных – дикого зверя.
3. Найти и выделить указанную цифру и букву.
4. Отыскать среди силуэтов морских животных – контур сухопутного животного.
5. Выделить контуры животных жарких стран.
6. Отыскать и выделить указанную геометрическую фигуру или несколько геометрических фигур.
8. Выделить силуэты северных животных.
9. Найти и выделить среди силуэтов домашних птиц – дикую.
10. Найти контур животного посреди насекомых.
11. Найти среди ветвей контуры животных и/или птиц.
12. Назови все предметы и всех животных на картинках. Как их можно назвать одним словом?
13. Кто спрятался на рисунках? Назови и сосчитай!
Указанный контур дети могут выделить разными способами:
• обвести, заштриховать, раскрасить прозрачными красками, светлыми фломастерами или карандашами, чтобы было видно контур других изображений
• закрасить контур клеем ПВА, а затем посыпать песком, манкой, солью;
• вырезать силуэт ножницами.
Для детей младшего возраста подбирают задания с более крупным и простым рисунком. Для старших детей можно использовать от 3 до 5 более мелких и сложных силуэтов.
Игра «Картинки перепутались».
1.Рассмотри внимательно картинки. Какие картинки здесь перепутались?
2.Назови картинку, в названии которой звук «Л» находится в начале слова, в конце слова, в середине слова.
3.Назови картинки, про которые можно сказать, что это мебель.
4. Назови картинку, про которую можно сказать, что это овощ.
5.Что находится справа от лошади?
Игра «Лото»
Игра для 2-4 человек. Каждому игроку раздается поле с перепутанными картинками, у ведущего находятся маленькие карточки с изображением перепутанных картинок. Ведущий задает вопрос: «У кого лук?».
Игрок, у которого среди перепутанных картинок есть изображение лука, отвечает: «У меня лук». Выигрывает, тот, кто распутает быстрее свои картинки.
Информацию подготовила воспитатель
Дерышева Надежда Валерьевна