Почему качели и батуты помогают лучше читать?

Почему качели и батуты помогают лучше читать? Про вестибулярный аппарат, зрение и чтение.
Качели и батуты — это не просто игра и веселое времяпрепровождение. Это еще и способ развить вестибулярную систему.
Вестибулярные органы находятся во внутреннем ухе, а вестибулярные ядра в стволе головного мозга. По сравнению со слуховой, вестибулярная система более древняя, то есть эволюционно старше. Раз она формируется раньше, то и проблемы в ее формировании могут тянуть за собой другие проблемы, связанные сначала с восприятием, а затем и когнитивные.
Научно доказано, что вестибулярная система не только помогает нам удерживать тело в вертикальном положении, но и передает сигналы мышцам, контролирующим движение глаз. Это позволяет нам непроизвольно стабилизировать положение глаз при движении головы.
Если этот механизм нарушен, то при чтении возникают ощущения, что буквы меняются местами в словах, а строчки прыгают перед глазами. Поэтому детям с вестибулярной дисфункцией трудно дается навык чтения.
Вестибулярная система не только управляет движением тела и глаз, но и помогает воспринимать ритм и интонацию речи. (Есть даже мнение, что ритм мы чувствуем всем телом, а не просто слышим) Вот почему детям с вестибулярными дисфункциями трудно делить слова на слоги, рифмовать слова и определять место ударного слога.
Из всего перечисленного напрашивается вывод: что тренировка вестибулярной системы будет способствовать пониманию речи, облегчит процесс обучения чтения и другим школьным навыкам.
Что может помочь:

  • Качели. Идеально, когда ребенок при раскачивании подстраивает свою ось относительно оси гравитации, а не сидит как — будто «кол проглотил».
  • Батуты. У нейропсихологов даже есть упражнения — чтение в верхней точке полета в прыжке на батуте.
  • Различные виды раскачивания для малышей (в одеяле, на ноге или на шее папы).
  • Кувырки или специальные упражнения. Например: «Качалочка» в Методе замещающего онтогенеза.
  • Игры где необходимо следить за движущейся целью. Малыши – просто поймай мяч, подкинь и поймай. Старшим детям уже бадминтон, теннис, летающая тарелка.
  • В сложных случаях поможет звуковая терапия по методу А.Томатиса, когда ребенок слушает музыку через наушники, в которых есть устройство костной проводимости. Звук превращается в вибрацию и через кости и ткани тела попадает в улитку внутреннего уха, воздействуя на вестибулярную систему.

PS. В раннем и дошкольном детстве дайте детям возможность доформировать свой вестибулярный аппарат. Пусть у них будет много раскачиваний и прыжков, игр, где надо следить за движением предмета.
Если ваш ученик часто кладет голову на парту или постоянно подпирает голову рукой (чтобы не упала), возможно, ему необходима коррекция вестибулярного аппарата. Можно воспользоваться предложенными вариантами.
Если эти проявления замечены у ребенка со школьными трудностями, лучше обратиться к специалисту(дефектолог, нейропсихолог).

Материал подготовила: Каргапольцева О.В.

Читайте также: