МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
«Музыкальное воспитание должно начинаться с момента рождения ребенка, не следует ждать, когда ребенок подрастет, ибо, чем дольше родители будут оттягивать начало музыкального воспитания и обучения, тем больший урон будет причинен развитию ребенка, и его способности все в большей мере будут затухать». Я.А.Коменский
«Музыка – это могучий источник мысли, могучее средства самовоспитания. Именно она способна пробудить энергию даже у самых инертных детей, влить в клетки мыслящей материи какую-то чудодейственную силу».
В.А. Сухомлинский
Эти слова знаменитых педагогов говорят о том, что музыка – могучий стимулятор мысли, без него невозможно полноценное умственное развитие детей.
Зрение — природный дар, имеющий огромную ценность. Благодаря нашим глазам мы можем любоваться красотой окружающего мира, его красками.
Начиная с середины 20 века, врачи отмечают рост числа глазных заболеваний, вызванных различными факторами современной жизни — изменением рациона питания, повышением умственной нагрузки, но снижением физической, появлением компьютеров и других «благ» цивилизации.
По данным современной статистики, в нашей стране почти каждый третий ребёнок дошкольного возраста уже имеет проблемы со зрением, и их количество растёт.
И очень важно, чтобы для таких детей лечение сочеталось с педагогическим воздействием, направленным на коррекцию и компенсацию имеющейся патологии.
Самые сильные впечатления и переживания ребенка с нарушенным зрением связаны со звуками, весь мир воспринимается им как наполненный звуками, музыка звучит во всем.
Для развития музыкальных способностей слуховая функция имеет наибольшее значение. Если ребенок попадает в соответствующие условия, несмотря на нарушенное зрение, возможно добиться определенных успехов в музыкальной деятельности. Этому способствует раннее выявление музыкальных способностей у ребенка с нарушениями зрения, т.к. к 5 годам уже появляются признаки одаренности в области музыки.
В дошкольном учреждении это происходит только при тесном контакте работающих с детьми специалистов- офтальмологов, тифлопедагогов, логопедов, воспитателей, музыкального руководителя.
У детей с нарушением зрения невысокая двигательная активность, быстрая утомляемость, у многих — нарушение речи, неустойчивое внимание, плохая память. Наблюдаются так же эмоциональные и поведенческие расстройства, у одних -это неуверенность в себе, сильная зажатость, заторможенность, у других — наоборот -расторможенность, неуправляемость, нарушение координации движений. У тех и у других – трудности зрительно-пространственной ориентировки, а так же эти дети легко возбудимы , ранимы, часто не могут управлять своими чувствами.
Поэтому именно на музыкальном занятии, где проявляется эмоциональность, видна необходимость коррекции эмоционально-поведенческих нарушений детей с патологией зрения. Наиважнейшей задачей является создание на занятии эмоционально комфортных условий.
Всё это развивает устойчивый интерес к разным видам музыкальной деятельности- пению, музыкально-ритмическому движению, слушанию музыки, музыкальной игре- драматизации, c помощью которых удаётся развивать эмоциональную сферу, снять психологическую зажатость.
Благодаря специально подобранному репертуару целенаправленному педагогическому воздействию достигается психоэмоциональная коррекция, cоздаются условия для развития музыкальных и творческих способностей детей.
Чем больше органов чувств задействовано в деятельности ребёнка, тем интенсивнее идёт его развитие.
Для детей с нарушением зрения очень важны тактильные прикосновения к предметам, частям тела. Поэтому для активизации внимания детей в начале занятия используются различные упражнения с использованием “звучащих жестов” и песенки- распевки. Они помогают собрать внимание (“включиться в работу”),снять зажатость, развивают координацию голоса и движения, поднимают настроение, задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.
После приветствия переходим к разным видам музыкальной деятельности, в зависимости от целей и формы занятия.
Вся певческая работа проводится в удобном для детей диапазоне, в соответствии с типом голоса.
Рассаживание детей для пения идет с учётом зрительной патологии, показаний (окклюзия).
Для активизации внимания используются различные приёмы обучения — пение цепочкой, сольное пение, подгрупповое пение, используются “звучащие жесты”, включаются детские шумовые музыкальные инструменты.
Важен подбор песенного репертуара, так как дети с нарушением зрения малоэмоциональны, и для успешного певческого их развития необходимо искать песни, которые совпадают со сферой их интересов, небольшие по объёму, простые и понятные по содержанию и имеют диапазон, совпадающий с речевым. Нужно создать все условия для того, чтобы дети почувствовали свободу в пении, получали от него удовольствие.
Детям с нарушением зрения при определённом подходе хорошо удаются инсценировки песен, игры-драматизации . Уверенным в своих возможностях детям поручаются сольные выступления, а более зажатых детей берут в групповые и подгрупповые выступления, постоянно подбадривая и замечая их старания.
Большое внимание при разучивании песен уделяется работе с текстом, объяснению смысла непонятных слов.
Детям с глазной патологией трудно выполнять несколько действий сразу, это особенно заметно в музыкально-ритмических движениях, в пении с движением, в хороводах. Поэтому большое внимание на занятиях уделяется восприятию музыки с помощью музыкального движения. Одновременное слуховое и двигательное восприятие музыки помогает формированию целостности музыкальных образов.
Для развития у детей с нарушением зрения ориентировки в пространстве применяются крупные яркие ориентиры (кубики, обручи ,игрушки).
Всегда интерес у детей вызывают движения с предметами (игрушками, цветами, ветками и т.д.)
Понижение остроты зрения способствует более быстрому разрушению образов памяти. Меняя предметы в упражнениях, мы добиваемся развития долговременной памяти и двигательных навыков.
Развивая воображение детей в более старшем возрасте вводятся движения с воображаемыми предметами.
Игра на музыкальных инструментах так же очень хорошо способствует развитию музыкального слуха детей с нарушением зрения. С их помощью развиваются чувство ритма, тембровый и звуковысотный слух.
В младшем возрасте в занятия включаются простые шумовые инструменты –погремушки, деревянные ложки, колокольчики, музыкальные молоточки, в более старшем возрасте присоединяются треугольники, ксилофоны, металлофоны, народные инструменты.
Игра в оркестре развивает чувство ансамбля, координацию слуха и движения рук, является хорошим коррекционным упражнением для глаз.
В результате целенаправленной работы большинство детей со зрительной патологией успешно развиваются и раскрываются в различных видах музыкальной деятельности, координируют свои движения, чувствуют ритм, у них уменьшается зажатость и скованность, формируется эмоциональная открытость, уверенность в своих силах.
Музыкальный руководитель
Дружинина Татьяна Борисовна