Игры с «Клавесами» как эффективный способ развития чувства ритма и речи у детей дошкольного возраста
Развитие чувства ритма — это одна из главных задач, которая ставится при работе с дошкольниками на музыкальных занятиях.
Как известно, развитие чувства ритма способствует развитию речи, интеллектуальных способностей ребенка, более легкому запоминанию изучаемого материала.
Чтобы добиться нужного результата, на музыкальных занятиях используются различные формы работы. Главное, чтобы все этапы проходили в игровой форме, ненавязчиво и интересно.
Одной из таких форм является игра с клавесами.
«Клавесы»- это простой, удобный, приятный на слух и легкий в обучении музыкальный инструмент. Проще говоря «палочки-стучалочки».
Клавесы изобретены немецким композитором и педагогом Карлом Орфом.
Чтобы на нем играть, не обязательно знать ноты.
Игры с клавесами- это увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма, координацию движений, ориентацию в пространстве, образное мышление, навык согласования движений с текстом стихотворения или песни, воображение, навык конструирования.
Для домашнего музицирования вашего ребенка вполне могут подойти две цилиндрические отшлифованные деревянные палочки, длиной примерно 20 – 22 см, диаметром 2-3 см.
Сделать их можно самостоятельно из твёрдых сортов деревьев (береза, липа) а также они свободно имеются в продаже.
Игра с клавесами может помочь детям с различными отклонениями, в том числе детям с нарушением зрения.
Что же могут развить «клавесы»?
-мелкую моторику рук и, соответственно, речь;
-чувство ритма;
-внимательность, сосредоточенность;
-творческую активность, фантазию;
-точность и координацию движений рук;
-музыкальный слух, голосовые способности;
-память;
-общительность.
Плюсов использования «клавес» очень много.
Не сомневайтесь, родители! Ребята с удовольствием принимают участие в таких играх.
Итак, в какие игры можно поиграть?
Игра «Делай, как я».
Задача – учить реагировать на смену движений.
Варианты игры:
-шагать палочками по полу «топ-топ»;
-стучать палочками «тук-тук»;
-стучать «шляпками» палочек;
-стучать основаниями палочек;
-перекатывать в ладошках, «греть» палочки;
-катать «колбаски» по полу;
-стучать палочками над головой;
-прятать палочки за спиной.
Методические рекомендации:
Игра может сопровождаться звучанием ритмичной маршевой или танцевальной музыки.
Игра «Эхо».
Задача – умение придумать ритмический рисунок и передать его игрой на палочках.
Варианты игры:
Взрослый выстукивает палочками ритмический рисунок. Ребенок (дети) повторяют.
Роль ведущего можно передать словесным сигналом ребенку, например:
«Саша». Саша начинает исполнять свой ритмический рисунок, который повторяют другие дети или взрослый. Саша передаёт роль ведущего словесным сигналом далее: «Маша». Маша продолжает игру.
Методические рекомендации:
Игру можно дополнить исполнением небольших стихов. Игра может сопровождаться звучанием музыки.
Игра «Ножки».
Задача: развитие речи, внимания, умения сочетать свои действия с текстом. Ход игры:
Ножки, ножки, вы шагали? (задаёт вопрос педагог)
Мы шагали, мы шагали. (дети стучат палочками поочерёдно)
Ножки, ножки, вы бежали? (спрашивает педагог)
Мы бежали, мы бежали. (дети отвечают и стучат быстрее)
Ножки, ножки, вы плясали? (спрашивает педагог)
Мы плясали, мы плясали. (дети вращают палочками в воздухе)
Ножки, ножки, вы устали? (спрашивает педагог)
Мы устали, мы устали. (дети катают палочки в ладошках)
Ножки, ножки, отдыхали? (спрашивает педагог)
Отдыхали, отдыхали. (дети катают палочки по полу)
И опять всё начинали! (стучат палочками одновременно по полу) Методические рекомендации:
Исполнять в ритме под маршевую музыку.
Игра «Маленькие ушки».
Задача: развитие речи, внимания, умения сочетать свои действия с текстом.
Ход игры:
Маленькие ушки (поставить палочки на голову)
Превратились в мушки, (вращать палочками в воздухе)
А потом в лягушки, (стучать палочками справа – слева по полу)
И в колотушки, (стучать палочкой о палочку)
И в топотушки, (стучать палочками по полу)
И в потягушки. (потянуться руками)
Методические рекомендации:
Придумать мелодию к словам.
Игра «Пельмешки».
Задача: развитие речи, внимания, умения сочетать свои действия с текстом.
Ход игры:
Ручки помыли, (перекатывать палочки в ладонях)
Тесто замесили. (катать палочки по полу ладонями)
Станем без спешки стряпать пельмешки. (стучать палочками поочерёдно по полу)
Слышишь, баба? (стучать у правого уха)
Слышишь, дед? (стучать у левого уха)
Приходите на обед! (стучать палочками одновременно по полу)
Игра «Козлик»
Задача: умение выразительно изобразить образ героя.
Ход игры:
Вышел козлик погулять, свои ножки поразмять (сделать рожки на голове)
Козлик ножками стучит,(стучать торцом палочек поочередно по любой поверхности)
По — козлиному кричит: Бе-е-е! (сделать рожки на голове)
Методические рекомендации:
Придумать свою мелодию.
Игра «Аты-баты».
Задача: учить детей передавать в движении ритм и темп стиха, развивать внимание.
Аты-баты шли солдаты (стучать торцом палочек поочередно)
Аты-баты на базар (стучать палочками друг о дружку — крест накрест)
Аты-баты, что купили? (стучать торцом палочек поочередно)
Аты-баты самовар. (стучать палочками друг о дружку — крест на крест) Методические рекомендации:
Исполнять в ритме под маршевую музыку.
Теперь, дорогие родители, вы знаете, что помощью «клавес» можно озвучить любое стихотворение, рассказ, можно придумать любую увлекательную историю.
Игры с «клавесами» пользуются большой популярностью у педагогов, так как очень эффективны в качестве развития речи и музыкальных способностей детей.
Игры с «клавесами» — это прекрасная, уникальная возможность совместных
игр с вашим ребёнком (детьми).
Пусть она станет интересной не только для ребёнка, но и для вас.
Творческих Вам успехов!
Музыкальный руководитель Дружинина Татьяна Борисовна