Значение пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста

Пальчиковые игры – не только веселое, увлекательное и полезное занятие, но и мощная целенаправленная тренировка для мозга ребенка, стимулирующая его развитие. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к развитию мозга ребенка, стимулирует развитие речи, творческие способности, фантазию.

 Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции. Они отмечают наличие связи между совершенствованием тонких движений пальцев рук и развитием активной речи ребенка. В своих работах специалисты подчеркивают, что в дошкольном возрасте, в период бурного роста и развития, необходимо обеспечить оптимальный режим двигательной активности детей.

Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированной тонких движений пальцев рук. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

 О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребенка, т. к. он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

6. У малыша развивается воображение и фантазия.

7. В результате регулярных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

8. «Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

9. Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

На сегодняшний день придумано множество пальчиковых игр. Пальчиковые игры разнообразны по содержанию:

Детки.

Раз, два, три, четыре, пять, 
Будем пальчики считать — 
Крепкие, дружные, 
Все такие нужные. 
(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого) 

Тише, тише, тише, не шумите! 

Наших деток не будите! 

Птички станут щебетать, 

Будут пальчики вставать. 

(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” — открыть кулачок, широко раздвинув пальцы) 

Жук

(пальчики сжаты в кулачок, указательный палец и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими) 

Жук летит, жук жужжит 

И усами шевелит.

Домик

Я гуляю во дворе (хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой

рукой)

Вижу домик на горе (ритмичные хлопки ладошками)

Я по лесенке взберусь (раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев)

И в окошко постучусь.

Тук, тук, тук, тук! (поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой)

В гости

К Жоре гости прибежали (пальчики рук «бегут» по столу)

Все друг другу ручки жали. (делаем несколько рукопожатий)

Здравствуй, Миша! (большие и указательные пальцы рук соединяем подушечками, образуя кольца)

Здравствуй, Вера! (соединяем подушечки средних и больших пальцев)

Рад, Гриша! (соединяем безымянные и большие пальчики)

Рад, Лера! (здороваются большие пальцы и мизинчики)

Хотите пирожок?

(ладошки соединяем в виде пирожка)

А может, коржик? (показываем раскрытые ладошки)

Или же рожок? (сжимаем кулачки на обеих руках)

Вот горох вам на дорожку. (ребенок раскрывает свои ладошки, а взрослый легонько стучит по ним, как будто сыпется горох)

Вы берите понемножку! (ребенок щиплет ладошку, как бы собирая горох)

Капуста

Мы капусту рубим, рубим (движения расправленными ладонями вверх-вниз)
Мы капусту трём, трём, (трем кулаками друг о друга)
Мы капусту солим, солим, (пальцы складываем в щепотку, солим)
Мы капусту жмём, жмём, (сжимаем и разжимаем кулаки)
А потом и в рот кладем. Ам! (пальцы складываем в щепотку и подносим ко рту)

Пальчиковые игры – это универсальная «развивающая игрушка», которая всегда у Вас под рукой. Тематику игр можно придумывать самостоятельно, ориентируясь на интересы ребенка. Желаем успехов!

Подготовила: воспитатель Татьяна Александровна Игнатова.

Читайте также: