«Учимся слышать звуки»
Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение! Практика показывает, знание букв не исключает серьезных затруднений у школьников при обучение грамоте. Основной причиной ошибок является нарушение фонематического слуха, т.е. умения выделять и различать речевые звуки. Поэтому важно развить у ребенка в дошкольном возрасте фонематический слух.
-Что такое речь? Все что мы говорим, читаем, пишем –это речь.
Речь бывает: устная и письменная
Состоит наша речь из предложений
Что такое предложение? (слова, связанные между собой по смыслу). Предложения состоят из слов. Слова из слогов. Слоги из звуков.
Дайте определение звуку. Что такое звук?
Звук — это самая маленькая единица устной речи. Сам по себе звук ничего не обозначает. Тем не менее многие из них имеют прямое отношение к значению. Они помогают различать слова. Например, возьмем слово дом, заменим первый звук: лом, ком, том и т.д.
Если заменить хотя бы один звук, мы не узнаем слова. Поэтому важно научить ребенка вслушиваться в свою и к нему обращенную речь.
Какие бывают звуки? (гласные и согласные).
Гласные звуки-это звуки, при произнесение которых воздушная струя воздуха выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни язык, ни зубы, поэтому гласные звуки умеют петь. Гласные звуки мы обозначаем красным цветом.
Сколько в слове гласных букв, столько и слогов.
Согласные звуки — это звуки. При произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно ей мешают выходить зубу, губы, язык. Некоторые согласные звуки можно протянуть (ММ, СС), но не пропеть. Согласные звуки делятся на мягкие и твердые, на звонкие и глухие.
Умение сосредоточится на звуке-очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь- основное средство общения. Так важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.
Исправление недостатков произношения у детей заключается в постановке и одновременном развитии фонематического слуха. Без полноценного восприятия звуков. Без четкого их различения невозможно становление чистой речи. Но даже если ребенок произносит все звуки. Он часто не различает на слух некоторые из них, а это в свою очередь сильно затрудняет, а порой и искажает понимание речи, а также проявляется в ошибках на письме.
Гораздо легче предупредить нарушение, нежели его исправлять. Так вот, работа по развитию фонематического слуха готовит детей к овладению правильным произношением и направлена на предупреждение грамматических ошибок. Приступим! Занятия не должны быть скучными, а должны проходить в форме игры. Ведь игра, являясь ведущей деятельностью дошкольного возраста, позволяет сделать процесс обучения доступным и интересным. В игровой форме будут проходить и наши занятия.
Прежде всего выясните, как малыш воспринимает и различает звуки. Помогут в этом следующие упражнения:
— Предложите ребенку повторить за вами слоги: са-ша. ач-ащ, са-ца, ша-жа. (если ребенок неправильно произносит звуки, различение проверяется следующим образом, предложите ему, услышав заданный слог, выполнить какое-либо действие, например, хлопнуть в ладоши.)
— Проверим, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу. Пусть он выберет картинку — Мишка-Миска. Коза-коса. Лужа-лыжа. Спросите, что такое лужа, и что такое лыжа.
— Следующий вариант позволит выявить степень развития внимания и слуховой памяти. Предложите ребенку повторить сходные слоги: ка-га, да-та, па-ба. Слова: Маша-Даша, жук-лук, тень-день.
Затруднения при выполнении заданий указывает на снижение фонематического слуха.
Работа по развитию фонематического слуха начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи. Задания предлагаются в строгой последовательности, условно подразделяясь на шесть этапов:
1. Узнавание неречевых звуков.
2. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний, слов, фраз.
3. Различение слов, близких по звуковому составу.
4. Различение слогов.
5. Различение звуков.
6. Анализ звукового состава слов.
Рассмотрим, какие игры и упражнения можно проводить с детьми.
1. Предложите малышу послушать какие звуки за окном. Закрой глазки и прислушайся. Что звучит? Что шумит?
2. Игра «солнышко и дождик». Сегодня мы пойдем гулять. Дождика нет. Светит солнышко. Ты гуляй, я начну весело звенеть (ключами, бубном) и если услышишь звук бубна, это начался дождик. Быстрее беги ко мне.
3. Игра «Большой-маленький». Посадите на стол двух игрушечных зайцев (большого и маленького), объясните и покажите, как играет на барабане большой заяц (у него много сил) и маленький зайчик. Затем попросите ребенка закрыть глаза и произведите то громкие удары, то тихие. Малыш должен угадать, кто играет?
Второй этап — различение высоты, силы, тембра голоса.
На этом этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи. Рассмотрим следующие игры.
Игра «Далеко-близко». Покажите игрушечного котенка и попросите внимательно послушать, как он мяукает, когда находится далеко (тихо) и как котенок мяукает, когда находится близко. Меняйте силу голоса, а малыш пусть отгадает. Аналогично можно играть, различая, где гудит пароход (ууу), какая дудочка играет большая(УУУ) или маленькая (уу).Игра «Угадай, как надо делать». – определения на слух тема речи. Взрослый несколько раз произносит фразу «мелет мельница зерно», ребенок подражает работе мельницы — выполняет круговые движения руками в том темпе. Как говорит взрослый. Так же можно обыграть фразу «наши ноги ходили по дороге»
Третий этап — различение слов, близких по звуковому составу.
Игра «Не ошибись». Взрослый показывает картинку и громко, четко называет слово. Я буду называть слово неправильно и правильно, когда я ошибусь, хлопни в ладоши. «Бумаг-бутага-булага и т.д.).
Упражнение «Верно-неверно». Ребенку даются две фишки красного и синего цвета. Взрослый предлагает, услышав на неверно сказанное слово, поднять красную фишку и наоборот. Игра «Нарисуй звук». Ребенок под звучание музыкального инструмента рисует на карточках полоски: долгому звуку соответствует длинная полоска и наоборот.
Игра «Доскажи словечко». Можно использовать стишки для включения в них недостающего слова, что развивает в детях чувство ритма и рифмы. Например: спорят брошки и заколки, у кого острей … иголки ит.д.
Четвертый этап — различение слогов.
Игра «кто как кричит?». Посмотри на картинки, послушай кто как кричит и повтори:
-Девочка заблудилась в лесу — «Ау»
-Малыш плачет «Уа» и т.д.
Игра «Будь внимателен». Взрослый произносит несколько слогов (на-на-на-па), а ребенок определяет, что здесь лишнее.
Пятый этап — различение звуков. Начинать нужно с различения гласных звуков.
Игра «Сломанный телевизор». Взрослый объясняет, что телевизор сломался. Осталось только изображение и беззвучно взрослый артикулирует гласные звуки. А малыш произносит вслух.
Игра «Прогулка на велосипедах». Сейчас мы пойдем гулять на велосипедах, давай проверим хорошо ли надуты шины. Подкачаем насосом «С-С-С», слышишь воздух шипит: «Ш-Ш-ш»
Игра «Угадай, кто поет?». Птичка песенку поет — ть), а поезд едет «т-т»
Шестой этап – анализ звукового состава слов. Работа начинается с анализа гласных звуков. Лучше всего дети слышат и выделяют ударный гласный из начала слов: Уля,Оля. Приступая к анализу согласных звуков, должна соблюдаться последовательность, сначала учат выделять в слове последний согласный звук. Подберите картинки так, чтобы слово заканчивалось на согласный звук. Например: жук, мак.
Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «К» (м,н,к)
Игра «Где живут звуки?». Предъявляются картинки, разрезанные на три части. Попросите ребенка, дать ту часть, где слышим заданный звук.
Игра «Загадки». На прогулке загадайте загадку. Объясните, что на палочку нужно встать, где слышим звук (начало, середина, конец).
Упражнение «Домик в деревне». Предложите нарисовать детям «домик в деревне», но чтобы все предметы содержали звук «Р»: труба, крыша, топор и т.д.
Как живо и интересно проходят игры! Их проведение создаст в вашем доме атмосферу заинтересованности и поднимет настроение. И опыт, который приобретут ваши дети, намного облегчит их вступление в школьную жизнь. А самое главное, верьте в своего ребенка и помогите постичь ему мир звуков!
Информацию подготовила учитель-логопед: Исмагилова Г.И.