Консультация для родителей «Слоговая структура слова»
В логопедической практике особую трудность представляет работа над овладением детьми слоговой структурой слова. Эти нарушения стойки и удерживаются дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков.
Случаи искажения слова учащаются во фразе, и в самостоятельной речи. Дети с нарушенной слоговой структурой слова в речи часто допускают следующие ошибки:
• сокращают число слогов: ВИЛОНЧИСТ (виолончелист); ФОТОРАТ (фотоаппарат);
• не могут четко определить размер слова и удлиняют его стереотипно, повторяя несколько раз один из слогов;
• не могут переключиться с произношения одного слога на другой и уподобляют слоги друг другу: ВАНАКА — КАНАВА, ПАМАНА -ПАНАМА;
• сокращают стечения согласных, когда звуки, им доступные, но в местах стечения согласных опускаются: КНИГА — НИГА, ЛИСТ — ЛИТ:
• переставляют слоги: МОРАШКИ — РОМАШКИ;
В процессе обучения специально отрабатываются следующие навыки:
• воспроизведение нужного ритмического контура (число слогов и ударение);
• переключение с одного слога на другой;
• произнесение стечений согласных:
• сохранение нужной последовательности слогов в слове.
Большим подспорьем в этой работе становятся
игры и упражнения на развитие звуко-слогового анализа слова.
Дети подготовительной группы уже ориентируются в звуковой структуре слова, могут интонационно выделять вуки в начале, середине и в конце слова, определять его качественные характеристики.
В старшей группе объясняйте детям, что любое слово можно проговорить по частям. (Например: ма-ма, па-па).
Расширяем их знания, говорим, что часть слова называется слог. Затем мы предлагаем сосчитать количество слогов в слове. Мы напоминаем детям, что слово можно прохлопать в ладоши, прошагать, можно качать головой, или отстукивать по столу.
Предлагаемые игры и упражнения помогают ребенку усвоить деление слова на слоги, определять ударные и безударные слоги.
«Договори слово» Произнесите любой первый слог, а ребенок второй (двусложные слова). Пусть он проговорит по слогам получившиеся слова полностью: ШИ-НА, РА-НА, РУ-КА, РА-MA, РЕ-КА, ВО-ДА, ВЕТ-КА, СУМКА, ШУТ-КА, ЛОД-КА, МАР-КА, РЕП-КА..
«Магнитофон» В эту игру надо играть втроем. Первый играющий
(взрослый) называет первый слог РА, второй (взрослый) — МА, третий (ребенок в роли магнитофона)— называет слово целиком РАМА.
«В слове слог договори, будь внимательным, смотри». Предложите ребенку добавить слог ЗА только в том случае, если получается слово: ЗАНОЗА, СТРЕКО- ЗА, КОЛБА- …, ГЛА- ЗА, ВА- ЗА, МИМО-ЗА. (Слоги и слова вы можете подобрать самостоятельно).
«Быстро повтори слово». Предложите ребенку внимательно послушать, какие из названных вами слов заканчиваются на ТА (или на ДА), и быстро
повторить их. ПОЧ – ТА КАР – ТА БЕ – ДА ВО – ДА
РЕБЯ – ТА ЛОПА – ТА ПОГО – ДА ГАЗЕ – ТА
ПОБЕ – ДА КОНФЕ – ТА ОБИ – ДА ВОЛОГ – ДА
«Мяч поймаешь ты тогда, когда названа еда!»
Бросаете мяч ребенку и называете слова, обозначающие пищу: горошек, пироги, мороженое, сапоги, пирожное, а тот, в свою очередь, ловит мяч, если назван съедобный предмет, и повторяет слово по слогам: го-ро-шек.
Задания можно менять, просить ребенка выбирать только названия мебели, одежды, транспорта и т.д. Усложнить игру так же можно, попросивребенка отчеканить мячом нужное количество слогов.
«Телеграф». Взрослый произносит двусложные или трехсложные слова (окно, доска, указка, ковер, карандаш), а ребенок отхлопывает, отстукивает количество слогов в названном слове — передает слово по телеграфу.
«Выбери картинки». Разложите на столе открытки или картинки двусложных и трехсложных слов с открытыми слогами (са-ни, ро-за, ма-шина, ма-ли-на). Пусть ребенок отберет вначале картинки, слова-названия которых состоят из двух, затем из трех слогов. Обратите внимание на то, что все слоги разные.
«Поищи слово». Скажите ребенку, что есть слова, которые любят играть в прятки. Это короткие слова, они прячутся в более длинных словах. Чтобы найти короткое слово, нужно длинное разделить на слоги. Поищи слово, которое спряталось в слове песок. Ребенок делит слово пе-сок на слоги и узнает, что спряталось слово сок. Пусть ребенок самостоятельно отыщет спрятавшиеся слова в словах рыбак, кулак, Борис, пирог, король.
С овладением умением делить слова на части усложняется и анализ слов. Целое слово мы обозначаем длинной полоской, части слова обозначаем одинаковыми прямоугольниками, а звуки, как и раньше красными, синими и зелеными кружками.
К привычным схемам слов добавляются звукобуквенные.
Рассмотрим это на примере. Рассмотрите картинки, впишите в схемы гласные буквы. Для этого:
1. Начните работу с более коротких слов. Произнесите каждое слово вслух.
2. Обратите внимание на то, сколько звуков в слове.
3. Определите, какие гласные звуки вы слышите в слове, и на каком месте.
Например: В слове бык три звука, есть гласный звук [ы], это второй звук в слове. В эту схему надо вписать букву ы во вторую клетку.
Сегодня вы познакомились с конкретными приемами, которыми можете воспользоваться в ваших занятиях с ребенком дома. Занятия должны быть регулярными, носить занимательный, никак не принудительный характер.
Рекомендации:
Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с логопедом или воспитателем.
Поддерживайте у ребенка желание заниматься, поощряйте успехи, учите преодолевать трудности. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционно– логопедического воздействия не сможет привести к достижению необходимого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей, если значимые, любимые, близкие взрослые не видят истинного смысла этих изменений.
Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей, которые в состоянии все знания, речевые навыки, умения, полученные детьми во время занятий с учителем — логопедом, закрепить в процессе повседневной жизни.
Информацию разместила: учитель-логопед Исмагилова Г.И.