Играя, развиваем речь.

Ребенок пяти лет не просто активно овладевает речью – он творчески осваивает язык. Словотворчество позволяет ребенку к концу этого возрастного периода перейти к отвлеченной речи, пересказать сказку, рассказ, поделиться своими впечатлениями, переживаниями. К пяти годам ребенок использует практически все части речи, его словарный запас значительно увеличивается.

Особенностью речи ребенка пяти лет является ее использование для общения со сверстниками. А общение, в свою очередь, развивает речь. Ребенок задает вопросы, рассказывает сказки, рассуждает, фантазирует, сочиняет стихи, песенки, пересказывает, обменивается впечатлениями. Ребенок может обобщать, устанавливать  связи, классифицировать предметы по определенному признаку на более высоком уровне по сравнению с предыдущим годами.

Он  легко может заучить стихотворение, песенку. Наряду с простым запоминанием, у ребенка развивается смысловая память.

Предлагаю вашему вниманию  игры, которые помогут  ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, активизировать речь. Игры просты, коротки и ясны. Вам лишь придется направить развитие способностей ребенка в нужном направлении. А ребенок, увлеченный замыслом игры, не заметит того, что он учится.

  • Отыскивание букв по «Азбуке»

Какая буква находится на две буквы вниз и одну букву направо от М? Назовите слова на этот звук.

  • «Придумай и отгадай загадку»

Вы с ребенком по очереди отгадываете придуманные загадки, например: «Белое, холодное, пушистое? — снег».

  • «Вспомни случай»

Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, отмечали день рождения. По очереди рассказывайте друг другу, что вы видели и что делали.

  • «Кто знает больше».

 Предложите ребенку за одну минуту назвать как можно больше предметов заданной формы, цвета или материала. Например, круглые предметы, или красные, или деревянные предметы.

  • «Я заметил»

Попросите ребенка назвать предметы, мимо которых он проходит по дороге в детский сад, и подобрать к именам существительным как можно больше имен прилагательных.

  • «Только весёлые слова»

Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит — клоун, второй — радость, третий — смех  и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут. Можно сменить тему, и называть только зелёные слова, например, огурец, ёлка, карандаш и т. д.; только круглые, например, часы, Колобок, колесо и т. д.

  • «Давай искать слова на кухне»

Спросите у ребенка: «Какие слова можно вынуть из борща? Какие слова есть в винегрете? Какие слова есть в кухонном шкафу?»

  • «Доскажи предложение»

Ребенок заканчивает предложение, начатое взрослым: «Мы зашли в магазин, чтобы…». «Мы пошли в парк, чтобы…»

  • «Говорим по-разному»

Попросите произнести одну и ту же фразу или короткий стишок с разными интонациями (нежно, зло, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом, приказывая, прося, умоляя, громко, тихо). «Вы ели на завтрак мороженое?». «Мой веселый звонкий мяч, ты куда помчался  вскачь».

Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком — это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. А ещё развитие речи дошкольников в игре — это и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим  ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений. Не упускайте эту возможность!

Литература:

Фельдчер Ш., Либерман С. 400 способов занять ребенка от 2 до 8- СПб: Питер Пресс, 1996

Антонова О.В. Умные игры. Умные дети. – Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2008

Консультацию подготовила: воспитатель Муравьева Л.А.

Читайте также: