Учимся пересказывать.
Уважаемые родители, в очередном выпуске нашей рубрики «Готовимся к школе вместе», поговорим о там, как научить ребенка пересказывать. Известно, что ребёнок всегда испытывает потребность в общении. Эта потребность проявляется в желании поделиться своими мыслями, чувствами, знаниями. Дошкольники, как правило, любят рассказывать знакомые сказки, заинтересовавшее их, передавать содержание мультфильмов. И, естественно, ребёнок хочет, чтобы его понимали. Однако, он не всегда улавливает логику событий, путает факты и их последовательность, нередко речь ребёнка бывает сумбурной и непонятной. Причин для этого может быть много. На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:
— Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
— Бедность речи, недостаточный словарный запас.
— Употребление нелитературных слов и выражений.
— Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
— Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
— Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
— Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Следовательно, нам, взрослым необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Пересказ литературных произведений является одним из факторов развития речи детей.
Пересказ – это изложение своими словами прослушанного произведения, он считается наиболее лёгким типом монологической речи. Пересказ помогает развить речь дошкольников, учит выделять главное из того, что услышали, отвечать на вопросы. Пересказ текста является важным умением, которое в первую очередь показывает, насколько хорошо ребенок может формулировать, анализировать, понимать услышанное произведение, а также – насколько у него развита речь. Умение пересказывать является важным фактором в подготовке к школьному обучению, ведь школьник при выполнении заданий должен передать своими словами услышанное от учителя или прочитанное в учебнике. Те дети, с которыми родители занимаются пересказом произведений различного жанра, довольно хорошо умеют разговаривать, излагать свои мысли, выделяя из них главную, хорошо умеют отвечать на различные вопросы, запоминают образные слова и совершенствуют свое умение говорить. Именно, за счет такого развития, эта категория детей – это творческие личности, которые зачастую используют в своих рассказах опыт, полученный ими в жизни.
Требования к литературному тексту для пересказа:
Для пересказа выбирают доступные по содержанию произведения, которые могут научить чему-то полезному, персонажи которых имеют яркие черты характера, а мотивы их поступков понятны ребенку.
Сюжеты должны иметь четкую композицию и выраженную последовательность действий.
Изложение должно быть достаточно динамичным, лаконичным и образным.
Произведения нужно подбирать еще и такие, чтобы ребенок не только мог их пересказать, но и выразил свое мнение и понимание, что очень полезно для его развития в целом.
Целесообразно для пересказа использовать несколько жанров: рассказ и описание, народную и авторскую сказку. Сказки можно выбирать разные: короткие («Лиса и кувшин») и длинные («Гуси-лебеди») – у каждой свои особенности и свои возможности воспитательного воздействия. Выбирают художественные произведения, написанные образцовым языком, без непонятных детям слов, без сложных грамматических форм. Необходимо учитывать также объем текста и его занимательность. Так, можно использовать для пересказа народные сказки, рассказы Л.Н.Толстого, Е.Пермяка, В.Бианки, М.Пришвина, Н.Д.Ушинского, небольшие по объему.
Пересказ сказки.
Главным правилом для пересказа народной сказки является неторопливость в событиях. Использовать разговорный язык можно в бытовых сказках и сказках о животных. Преимуществом пересказа сказок является то, что такие произведения зачастую строятся на диалоге и прямой речи главных героев, и поэтому ребенок может очень хорошо раскрыть и передать смысл сказки и характеры ее героев. Ну а если речь идет о волшебной сказке, то не обойтись без таинственности, романтизма и, конечно же, некоей загадочности. Обратите внимание детей на то, что сказки начинаются со «сказочных» слов: «жили — были», «в некотором царстве, в некотором государстве» и т.п. Логичным завершением любой сказки является заключение, без него невозможно построить пересказ. Концовка должна быть такой, чтобы в непосредственной форме возвратить слушателя к обычной жизни повседневности из сказочного мира.
Пересказ литературных произведений.
Огромное влияние на развитие речи дошкольников имеет пересказ различных литературных произведений, ведь таким образом ребенка можно научить хорошо владеть родным языком, запоминать определенные слова и развивать собственную мысль и воображение. Рассказы этой категории дают возможность ребенку проявить тот опыт, который он уже имеет. Дошкольники хорошо пересказывают литературное произведение, если рассказ их захватывает, вызывает сильные переживания, становится им близким, даже если содержание и не относится к их непосредственному опыту. Следовательно, для пересказа лучше подбирать тексты, связанные с привычными для детей ситуациями, или такие, которые могут активизировать их воображение и повлиять на чувства. При этом работа воображения должна опираться на имеющиеся у дошкольников представления и простейшие понятия. Детям легче осмыслить рассказ, если он построен таким образом, что между его частями прослеживается логическая связь, одна часть подводит к другой и разъясняет ее, а излишние подробности не мешают понять основное в произведении.
Примерный перечень произведений для пересказа:
В. Сутеев:
«Три котёнка», «Кто сказал мяу», «Цыплёнок и утёнок», «Капризная кошка», «Кораблик», «Под грибом», «Разные колёса».
В. Бианки:
«Лес и мышонок», «Купание медвежат», «Чёрная лисица», «Непонятный зверь», «Слепой бельчонок».
Е. Чарушин:
«Волчишка», «Медведь», «Заяц», «Курочка».
М. Пришвин:
«Золотой луг», «Беличья память», «Дятел», «Лисичкин хлеб».
И. Соколов-Микитов:
«В берлоге», «Улетают журавли», «Белки».
Н. Сладков:
«Отчаянный заяц», «»Как медведь сам себя напугал», «Птицы весну принесли», «Как медведя переворачивали».
К.Д. Ушинский:
«Бишка», «Спор животных», «Не ладно скроен, да ладно сшит», «»Лекарство», «Сила не право».
Л.Н. Толстой:
«Белка и волк», «Ворона и рак», «Муравей и голубка», «Галка и кувшин», «Страшный зверь», «Три медведя», «Лев и собака», «Пожарные собаки», «Булька».
К.И.Чуковский:
«Цыплёнок», «Путаница».
Русские народные сказки:
«Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Мужик и медведь», «Коза и волк», «Лисица и кувшин», «Лиса и журавль».
Факторы, облегчающие процесс овладения пересказом.
Подбор текста для пересказа — это еще не все. Чтобы ребенок хорошо понял произведение и смог нормально его пересказать, родители должны внятно и выразительно прочитать текст. А чтобы облегчить это задание, после того как произведение прочитано, следует обсудить с ребенком его смысл, главные мысли и содержание. В такого рода беседе главными должны оставаться вопросы родителя, кроме этого беседа должна быть интересной ребенку, чтобы не ослабить интерес к самому пересказу. Другим фактором является наглядность. Дети очень любят рассматривать иллюстрации к произведениям. Они помогают ярче представить героя произведения, последовательность событий. (Ярким примером служат сказки и картинки В, Сутеева.) Следующий фактор — это создание наглядного плана, так называемой мнемотаблицы (от «мнемо»- память). Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Договоритесь с ребёнком, что будет обозначать каждый символ. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать последовательность рассказа. Обучая детей пересказу с опорой на мнемотаблицы, мы готовим его к школьному обучению. Ребенок учится составлять план своего ответа. Развивается самоконтроль и саморегуляция: ребенок следит за тем, что он уже рассказал и что ему еще предстоит рассказать. Уважаемые родители! Не забывайте, что главным условием общения и занятий с детьми является сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Все упражнения выполняйте в игровой форме. Если ребёнок хочет, чтобы родители тоже выполняли эти задания, родители должны быть к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает, а ребёнок будет чувствовать себя гораздо увереннее, если будет ощущать интерес и поддержку с вашей стороны. Хвалите ребёнка за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к его дальнейшим занятиям. Вы обязательно заметите улучшение состояния связной речи вашего ребёнка только при условии систематических занятий. Желаем вам успехов! Информацию подготовила: Одышева Е. Ю.